Школьные музеи воинской славы бережно хранят историческую память, выступают центрами патриотического и нравственного воспитания детей и подростков. В преддверии 79-летия Победы в Великой Отечественной войне областной парламент организовал конкурс «Лучший школьный музей воинской славы».
7 мая состоялась торжественная церемония награждения победителей. Председатель Законодательного Собрания Геннадий Новосельцев, приветствуя гостей, отметил:
— В этом году в конкурсе участвовало 67 музеев, а всего их в регионе порядка 200. Безусловно, их должно быть больше. Музей нужен и важен для патриотического воспитания каждого ученика в каждой школе области.
Спикер парламента напомнил, что Калужская земля становилась ареной многих знаменательных свершений:
— Калужская область всегда была в гуще исторических событий. Много врагов побывало на нашей земле, и все они терпели поражение. Нам и нашим детям есть чем гордиться, и есть чем наполнить каждый школьный музей.
Геннадий Новосельцев уверен, что важная часть экспозиции должна быть посвящена специальной военной операции.
— Школьные музеи — это память, которую мы сохраняем, передаем детям и молодежи. События на Украине показали, что без уважения к прошлому нет будущего. Подобного мы не должны допустить. Крайне важно помнить подвиг героев предыдущих поколений, а также создавать экспозиции о современных защитниках — участниках специальной военной операции, — подчеркнул председатель Законодательного Собрания.
Геннадий Новосельцев поблагодарил руководителей школьных музеев и всех причастных к формированию экспозиционных материалов за проделанную работу и вручил награды победителям.
Среди победителей в группе городских округов — две обнинских школы — №4 и №3. Что же заставило областной парламент выделить их экспозиции?
Музей 4-й школы посвящен атомному флоту России. В нем собрано множество материалов о Герое Советского Союза, адмирале Леониде Гавриловиче Осипенко, чье имя сегодня носит школа. Осипенко был первым капитаном первой атомной подводной лодки СССР, а затем возглавлял Учебный центр ВМФ. В Музее атомного подводного флота все оцифровано, каждый экспонат можно увидеть в электронном виде.
Понятно, что в сегодняшнее время патриотическая работа школьного музея опирается не только на историю атомного флота. Одним из первых экспонатов, посвященных СВО, стало Знамя Победы с подписями солдат, участвующих в боевых действиях, — его школе подарили волонтеры. Его привезли с Солдатского привала. Есть экспонаты, которые рассказывают, как ученики школы помогают фронту: более 1000 окопных свечей отправлены в зону боевых действий, несколько из них оставили в школьном музее. Собран богатый фотоматериал. Но главное сокровище — комплекс, посвященный выпускнику школы Даниилу Ершову. Даниил участвовал в боевых действиях, получил тяжелое ранение, у него ампутирована рука. Недавно он посетил школу, где когда-то учился, встретился с учителями. Даниил работает в Москве. В школе он желанный гость. На его примере воспитывают мальчишек 4-й школы.
А в 3-й школе находится старейший школьный музей Обнинска. В нем собрана огромная коллекция экспонатов, посвященных не только солдатам Великой Отечественной войны, но и ветеранам боевых действий в «горячих точках». Ученики школы разрабатывают экскурсионные программы и лекции, проводят экскурсии, поддерживают тесную связь с семьями воинов, отдавших свою жизнь за нашу Родину. В школе в этом году выпустили 6-ю книгу памяти, где собраны сведения о воевавших в Великую Отечественную родственниках учеников школы.
Как правило, школьными музеями занимаются старшеклассники. А в 3-й школе в экскурсионной группе работают и шестиклассники. Именно они рассказывают посетителям музея о Петре Ларине — участнике героической обороны Ильинского рубежа, ставшем уже в мирное время директором 3-й школы. А на днях, как рассказывает руководитель музея Наталья Волкова, в музей пришли пятиклашки и попросили, чтобы их тоже приняли в команду…
Два выпускника школы, Валерий Макоивец и Дмитрий Акимов, отдали свои жизни Родине во время боев в СВО. Память о них вдохновляет детей и учителей школы: здесь установлены два станка для плетения сетей, ребята делают флажки для обозначения мин, плетут тактические браслеты, пишут письма для наших солдат и офицеров. И собирают экспонаты нового отделения школьного музея, посвященного спецоперации.