"Педагогическая Атлантида"

Автор: 02 марта 2021 2828
Станислав Шацкий с педагогами опытной станции Станислав Шацкий с педагогами опытной станции

В Обнинске к образованию детей относятся с особой серьезностью. Наверное, все это не случайно. Именно на территории будущего Обнинска закладывались основы новаторской педагогики. Это было 110 лет назад

Первый в деле образования

Начало прошлого века — это образовательный бум. Рудольф Штайнер с вальдорфской педагогикой, Януш Корчак с системой «Великого ребенка», Мария Монтессори, давшая собственное имя своим принципам воспитания, Антон Макаренко — все великие педагоги понимали, что к воспитанию и образованию детей нужно искать новый подход. В этом ряду свое место занимает и Станислав Шацкий, основоположник русской социальной педагогики.

Города Обнинска, как говорится, еще и в проекте не было — а возле речки Репинки уже кипела жизнь. Известная меценатка Маргарита Морозова, у которой неподалеку была дача, выделила Шацкому 42 десятины земли для организации летней колонии. Колонисты прибыли на место 26 мая 1911 года. Их было 26 человек, дети московских рабочих окраин, из неблагополучного района Марьиной рощи. Из этих детей, как вспоминал колонист Щербаков, никто за городом никогда не бывал. Все было в новинку. Так начинался великий образовательный эксперимент на земле будущего Обнинска.

Сейчас бы так

Главными принципами колонии стали самоуправление и самообслуживание. Физический труд был «посильным и понятным»: сами готовили, стирали, расчищали место под огород… Главным законом колонии было решение общего собрания. Сейчас во всех школах России созданы ученические советы, но, признаемся, в большинстве случаев их создавали так, для отчета, реальной власти у них никакой нет. А в колонии «Бодрая жизнь» — была. Все решали вместе.

Огромное значение уделялось эстетическому воспитанию ребятишек. При этом на колонистов не давили: жена и соратник Станислава Шацкого Валентина Шацкая пишет в воспоминаниях, как собирала вокруг рояля человек двадцать и они пели классику, а в это время «оппозиционеры» неподалеку орали «Мурку». И их никто не наказывал… Вскоре «Мурку» петь стало неинтересно. А шубертовский «Мельник» стал любимым.

Новые люди

В 1919 году при непосредственном участии Надежды Крупской запустили педагогический проект Первой опытной станции Наркомпроса. Городское отделение базировалось в Москве, а Деревенское — здесь, у нас, вокруг «Бодрой жизни». Помимо школы-колонии в отделение вошли сады, школы и педагогические центры в Боровском, Малоярославецком и Угодско-Заводском районах. Разрабатывались новые учебные программы, ковались учительские кадры… Колония оказывала огромное влияние на жизнь окружающих деревень, ломая привычные представления о воспитании детей, о быте, об отдыхе… Здесь с любовью растили «новых людей» — творческих личностей, не боявшихся физического труда.

…После смерти Шацкого, в 1934 году, школе-колонии присвоили его имя.

В 1941-м, во время войны, школу эвакуировали. Спустя пять лет, в 1946 году, на территории Лаборатории «В» открыли школу №1. Она носит имя великого педагога.

Правопреемники

В школе №1 придерживаются принципов Шацкого в воспитании детей и сегодня. У школы есть свой опытный участок, своя теплица. Школа вместе с ВНИИРАЭ занимается исследовательской работой — испытывает семена, тестирует эффективность удобрений. А теперь школа вошла в «Распределенный детский технологический парк». Здесь заработал специализированный модуль «Академии Технолаб» — «Биотех». Ребята разных возрастов в увлекательной форме в новых лабораториях будут изучать биотехнологии по четырем разным курсам: биотех, агробиотех, медтех-нейротехнологии и сити-фермерство.

***

«Главное, чтобы нравилось трудиться и не скучно было учиться, — говорил Шацкий воспитаннику Юрию Скаткину, когда тот впервые переступил порог школы-колонии, — тогда и учиться, и трудиться легко будет».

Подняли планку

В этом году 104 обнинских ученика стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников. Это «олимпийский рекорд»: обычно больше 70 награжденных (хотя и это много!) Обнинск не получал. Как рассказала начальник управления общего образования Татьяна Волнистова, хорошо выступили все школы города без исключения.

Да и в принципе, обнинскому образованию есть чем похвастаться.

Стремительно наращивается «база»: в 2019 и 2020 годах в городе заработали две суперсовременные школы на 2100 мест. В прошлом году создали детский технопарк «Кванториум». 700 детей развивают здесь свое техническое творчество. Не забыты и естественно-научные дисциплины — детей обучают в «Биологической школе». Ежегодно в ней занимается 60 человек. И еще 30 старшеклассников посещают «Школу юного медика»  при МРНЦ. А две школы  — Гимназия и ФТШ — получили статус опорных школ Российской Академии наук.

Станислав Теофилович Шацкий считал, что реформы в образовании начинаются с педагогов. В Обнинске работает «Школа молодого учителя», где опытные профессионалы делятся своими наработками с теми, кто только что пришел в школы. Помогают друг другу и учителя-предметники — через свою ассоциацию. Ежегодно в школах проходят открытые семинары по обмену методическим опытом. В Обнинске даже родителей учат, как повысить свою педагогическую культуру — совсем как в свое время делалось в школе-колонии «Бодрая жизнь»! 

 

 

Пример HTML-страницы
© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены