Андрей Дроздов объясняет: «Земляные работы на территории парка к восстановлению флигелей отношения не имеют. Здесь проходит коллектор, он наш, а не городской. Было два провала, пришлось ремонтировать».
По словам Андрея Дроздова, разрешение на строительство есть, оно получено перед началом реставрации флигелей. А что в них будет после окончания ремонта? В одноэтажном все традиционно: концертный зал, только с перепланировкой. Назначение двухэтажного пока точно не определено, там работы более серьезные, сейчас укрепляют фундамент. У обоих флигелей восстановят историческую фальцевую (металлическую) кровлю.
Территорию около флигелей и развалин усадьбы облагородят: лавочки, дорожки из плитки, газон, освещение. Собираются воссоздать и ворота барского дома. Как они выглядели, можно увидеть не только на старых фотографиях, но и на картине известного художника Петра Кончаловского «Дом в Белкине».
Когда же очередь усадьбы?
Разумеется, обнинцев сильнее всего интересует, что с планами по восстановлению усадьбы. О них говорится уже не первый год. Вначале возникли бюрократические преграды — ждали передачи развалин барского дома и земли под ними в Фонд «Усадьба Белкино». Затем нужно было провести инженерные коммуникации — без них восстановление невозможно.
«Я боюсь загадывать, но, похоже, дело сдвинулось. Эскизный проект прошел историко-культурную экспертизу. Будем запрашивать разрешение у областного управления по охране культурного наследия, и, если все в порядке, в следующем году приступим к восстановлению усадьбы», — говорит Андрей Дроздов.
Фрески
В барском доме были самые старые художественные изображения на территории Обнинска — фрески, которым не меньше 250 лет. Им не везло еще «при жизни» усадьбы — на знаменитой картине Валентина Серова «Зал старого дома» видно, что фрески заклеены обоями. В советское время обои содрали, но скрыли изображения под побелкой. И только когда усадьба лишилась кровли и дожди смыли все слои, фрески проступили.
Сюжетных было две: театральная и музыкальная, с нотной записью. Их собираются воссоздать. «Я предложил воспроизвести «музыкальную» фреску в концертном флигеле, — говорит художник Александр Шубин. — Она и по тематике отлично подходит, и место для нее есть подходящее. После окончания внутренней отделки собираюсь приступить к работе».
Кстати, на этой фреске не просто ноты — там была записана мелодия. Вот только система записи нот тогда отличалась от современной. Ноты на фреске изображены на четырех линейках, а современный нотный стан пятилинейный.