Обнинские ученые и инженеры создали не имеющую аналогов в мире экспресс-систему, которая позволяет обнаружить воду в керосине и других видах углеводородного топлива. Первый образец сотрудники ФЭИ собрали совместно с ПАО «Приборный завод «Сигнал».
Водная угроза
«Наличие воды в керосине недопустимо и способно повлечь серьезные аварии», — объясняет руководитель проектного офиса ГНЦ РФ — ФЭИ, кандидат физико-математических наук Татьяна Хромылева.
«Когда самолет поднимается на высоту больше 10 тысяч метров, температура за бортом может опускаться до минус 60-ти градусов. В этих условиях в топливе вода превращается в кристаллики, которые забивают топливные фильтры, в результате чего оно перестает поступать в двигатели, и они могут остановиться прямо в процессе полета», — поясняет заместитель научного руководителя по ядерным неэнергетическим тематикам ГНЦ РФ — ФЭИ, доктор физико-математических наук Виталий Хрячков.
Вот почему вопросу содержания воды в авиационном топливе уделяют так много внимания. Но до недавних пор количественный анализ содержания воды в топливе был возможен только в специальных лабораториях. Это долго, да и от места заправки — далеко. Если, скажем, в бензовозе каким-то образом оказалась вода, то характеристики топлива ухудшатся. А существующие экспресс-методы позволяют получить лишь грубую, качественную оценку.
▲ Компактное оборудование помещается в микроавтобус
и может использоваться непосредственно в месте заправки
Скорость, точность, мобильность
Система же, разработанная обнинскими учеными, транспортабельная — компактное оборудование помещается в микроавтобус, а потому может использоваться непосредственно в месте заправки. Во время испытаний она показала высокую надежность и точность проводимых измерений. Порог обнаружения воды в топливе не превышает 0,02% (массовая доля), при этом для анализа требуется не более 60 секунд.
«Топливо облучают в нейтронном генераторе: атомы кислорода, содержащегося в воде, превращаются в атомы азота-16 и при распаде испускают очень жесткое гамма-излучение. Чем больше воды в топливе, тем больше возникает гамма-квантов», — поясняет принцип работы установки Виталий Хрячков. К слову, такой метод исследования топлива абсолютно безопасен с точки зрения радиации, подчеркивают ученые.
Уникальную разработку обнинских ученых и инженеров недавно представили на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023». И там ей, понятное дело, серьезно заинтересовались специалисты как из военной авиации, так и из гражданской.
Не только в воздухе
Придуманная в Обнинске экспресс-система может пригодиться не только в сфере авиации. Ведь тестировать топливо приходится также, например, владельцам автомобильных заправок. Из-за некачественного бензина страдают и простые автомобилисты, и крупные компании, для которых плохой бензин может обернуться крупными репутационными потерями.
Также разработка ученых ФЭИ может быть полезна в нефтедобыче. Нефтяникам важно знать, сколько воды в добываемой нефти, а экспресс-система может определить эту величину автоматически, без отбора пробы.