Таково общее мнение участников панельной дискуссии во время выездного заседания комиссии Госсовета по кадрам в Обнинске.
Замгубернатора Татьяна Леонова, которая выступала модератором мероприятия, привела статистику: после провала 90-х молодежь стала возвращаться в науку, сейчас доля научных сотрудников до 35 лет составляет 31,5%. И это очень хороший показатель. Но вот число ученых со степенями до обидного мало, слишком увлеклись западными стандартами образования, аспирантуры то закрывали, то меняли им правовое регулирование.
Сейчас ситуация стала меняться, но нужно действовать гораздо быстрее. До 2029 года российской науке нужно к сегодняшним 2 950 тысячам исследователей нужно дополнительно получить еще 160 тысяч исследователей. Задача непростая.
Причем заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга был куда более категоричен: к 2030 году количество ученых должно увеличиться втрое. Потому что задач для обеспечения технологического суверенитета у нас слишком много.
В любом случае детей надо мотивировать к занятиям наукой буквально со школьной скамьи. Это и профильные инженерные классы, и привлечение ученых к ведению занятий, и образовательные лагеря.
У Обнинска в целом на этом поле картина неплохая. Город стал столицей атомного образования. И это привлекает научную молодежь. Проект Обнинск-Тех обрел реальные черты и планы. Но, кстати, сам город ограничен существующими законами.
Президент Российского союза наукоградов Виктор Сиднев обратил внимание, что Обнинск даже не может участвовать в федеральном конкурсе по созданию современных кампусов из-за законодательных рогаток, которые закреплены в правительственном постановлении.
Одним словом, задач накидали много. Теперь придется с ними разбираться. Иначе нельзя: вопрос «Кто придет в науку завтра?», сегодня стоит в полный рост.