Как с вызовами современности справляются обнинские педагоги? Мы решили выяснить это у учителей одной из лучших школ города — ФТШ. Расскажем о том, чем уроки в лицее отличаются от занятий в обычном учебном заведении, и как ФТШ удается много лет удерживать высокую планку в подготовке детей
Вне времени
Высококлассные педагоги, мотивированные дети, неравнодушные родители, опорная школа РАН, которая выдала в этом году абсолютный рекорд Калужской области по 100-балльникам — все это про ФТШ.
Кто-то скажет: что с того? Им легко работать — заряженных на результат детей учить легко, а тут по конкурсу отбирают самые «сливки». Но не все так просто. В истории ФТШ было время, когда ее пытались смешать с обычной школой. Тот эксперимент провалился, и слава Богу! И все свои 30 лет ФТШ остается кузницей 100-балльников и победителей олимпиад.
Свобода выбора
В чем же секрет успеха? Ведь на одной мотивации детей лучшей школой не станешь.
«У нас есть опережающие моменты, — рассказывает один из самых знаменитых учителей Обнинска, преподаватель химии в ФТШ Наталья Павлова. — Какие-то вещи мы начинаем давать детям гораздо раньше, чем это предусматривает обычная школьная программа. Да, эти знания мы с учеников потом не спрашиваем как обязательные. Но у детей за их счет развитие идет быстрее, становится лучше понимание предмета».
Отличается в ФТШ и сам подход к преподаванию. Здесь давно отказались от принципа «учитель заставляет — ученик учится».
«У нас дети хотят учиться, а мы хотим их учить. Между нами нет недоверия. Мы, учителя, можем сказать им: «Я не понимаю этот вопрос, помогите мне». Точно так же и они не стесняются сказать, что чего-то не знают. Искренность отношений приносит результат и успехи», — считает учитель информатики Светлана Казанцева.
«В старших классах у нас не идут уроки в обычном понимании. К этому времени школьник уже осознает, что ему надо, в чем он силен, а в чем слаб и что нужно подтянуть. Программу мы заканчиваем в первом полугодии и перестаем давать новый материал. Дальше идет индивидуальное развитие: ребенок может сам выбрать, чем ему заниматься на уроке, в зависимости от того, что ему необходимо. Учитель под это готовит материал. И бывают случаи, когда ребята меняют ход урока. Я планировала одно, а они говорят: «Нет, Наталья Степановна, давайте будем делать вот так, это лучше».
Такой свободе ученики обычных школ наверняка бы позавидовали. Хотя в первую голову она подразумевает самодисциплину и огромную работу, чего с ходу не каждый увидит.
«Свобода свободой,— подтверждает Наталья Степановна, — но потом я обязательно дам самостоятельную работу и поставлю оценки. Контроль никто не отменял. Да, ученик работал над своими слабыми сторонами, самостоятельно выбирая тему, но он знает, что я могу спросить с него и другой материал. Он может идти по своему пути, но в итоге должен выйти на качественные знания и дать результат».
![]() |
В старших классах лицеисты могут сами выбрать, чем заниматься на уроке — какая тема требует особого внимания |
Ура, тройка!
Несмотря на все особенности, кое-что в ФТШ все же схоже с другими школами. Как и везде, здесь ученики получают оценки, в том числе плохие.
«Когда я ставлю двойку — это не из злости и не чтобы человека задавить. А чтобы его заставить из этой двойки вылезти. Я понимаю, что за ней последует результат», — рассказывает учитель математики Мария Рылова.
Яркий тому пример — ребята, которые переходят в ФТШ из других школ. Многие в прежнем классе были звездами, отличниками. А в ФТШ поначалу проваливаются, что, конечно, беспокоит родителей.
«Первые собрания — это всегда родительский стон, — говорит Мария Рылова. — Но я всегда объясняю мамам и папам, что переживать стоит не из-за оценок, а из-за знаний, точнее, их недостатка. Если вас устраивали именно пятерки в прежней школе, зачем вы оттуда ушли? Вы должны радоваться, что пришли в то место, где ребенку поставили более высокую планку. Здесь он не будет почивать на лаврах, а будет стремиться прыгнуть выше и дальше».
«Помню, в десятом классе к нам пришел ученик Стас, — продолжает Мария Юрьевна. — Он считал себя звездой, хотя по уровню знаний явно не дотягивал до уровня ФТШ. У парня пошли двойки-тройки, но он ничего с этим не делал. Думал, что у нас здесь, как в обычной школе — к концу четверти оценки натянут и исправят. Но мы гонимся не за баллами, а за знаниями. Конечно, Стас был ошарашен двойкой в полугодии и году. Только тогда он взялся за ум, стал по-другому относиться к учебе и оценку, конечно, исправил. А год спустя, когда Стас пришел уже на встречу выпускников, он был первым, кто кинулся ко мне на шею с объятиями и словами благодарности. Первым поздравлял меня с Днем учителя. Я, конечно, удивлялась такому отношению — другой бы мог возненавидеть за годовую пару. Но Стас сказал такую фразу, которая меня греет до сих пор и не дает свернуть с моего пути: «Если б вы мне не поставили ту двойку в 10-м классе, я бы не стал учиться. А я понял и стал, и благодаря этому поступил в тот институт, что хотел. Это определило мою судьбу». Поэтому на первых контрольных нередко можно услышать радостный крик: «Ура, тройка!». Я всегда говорю детям: «Это правильная реакция на результат».
Не снижать планку
Сейчас вопросы качества образования, школьных программ, способов контроля знаний обсуждаются на самых разных уровнях — от Государственной Думы до кухонных споров. Стране не хватает кадров, прежде всего специалистов рабочих профессий. И в общество уже вброшена идея о том, чтобы спрессовать по времени школьное обучение. Педагоги ФТШ с таким сценарием в корне не согласны.
«У нас очень высокие требования, мы отдаем себе в этом отчет. И один из наших секретов успеха — то, что мы не снижаем планку, несмотря ни на что, — считает Мария Рылова. — Сейчас все чаще слышно о том, что уровень образования в общеобразовательных школах упал, дети обладают меньшим кругозором, чем раньше, им сложно. Да, им сложно, но это не означает, что мы должны упростить программу. Хотя, возможно, это дало бы красивые цифры, позитивную статистику. Но точно не пошло бы на пользу детям. Поэтому мы держим марку — и даже слабые по стандартам ФТШ ученики хорошо сдают экзамены и поступают в вузы».