У многих может возникнуть вопрос: как дети отреагировали на молодую учительницу? Ведь она сама только недавно вышла из-за школьной парты. А здесь нужно учить детей, уметь удержать их внимание. «В работе с детьми главное, на мой взгляд, разбудить их интерес к предмету. Тем более, что биология — это весь мир вокруг нас».
Что в моей голове?
Диана разработала авторскую образовательную программу, отличную от той, что изучают в школе. «Например, 6-классники в школах проходят ботанику, знакомятся с особенностями строения соцветий, чашелистиками и цветоножками. Ребятам это не интересно. Куда больше они хотят узнать, что происходит у них в голове, когда они злятся. И почему летают голуби?» — говорит Диана. На все эти вопросы ребята с поддержкой Дегтяревой находили ответы путем опытов. Например, чтобы понять, какая реакция происходит в мозгу в момент возбуждения нервных клеток, ребята проводили исследование на специальном аппарате. А чтобы узнать, как устроено сердце птиц — препарировали субпродукты. Все изучаемые объекты ребята трогали руками, ломали и резали, если того требовало детальное изучение.
Дафнии и мы
Но преподавание пока что не стало делом жизни Дианы. Она продолжает учиться в магистратуре ИАТЭ. А кроме того, пишет грант.
Суть проекта, если говорить доступным языком, в изучении маленьких ракообразных, которые называются дафнии. На них команда биологов в лаборатории ИАТЭ проводит генетическое и биохимическое исследование. Проводят первичный скрининг и исследуют механизм действия наночастиц золота и фумарата на здоровые ткани и целостный организм: «Сегодня онкологические заболевания в основном лечатся комплексом химио- и лучевой терапии. Это агрессивные методы. Во время облучения, кроме больных клеток, поражаются и здоровые. Наша задача — проведя эксперименты над дафниями, создать такой радиопротектор, который впоследствии мог бы использоваться при лечении онкологических пациентов, снижая риски воздействия луча на здоровые ткани».
«Спецы нужны везде»
Вскоре Диана закончит магистратуру. Куда дальше выведет ее дорога науки?
«Сейчас я работаю в Центре социокультурного проектирования «МАРС». Тут я развиваюсь как учитель и наставник. Тестирую новые форматы занятий, — говорит биолог. — Возможно, углублюсь в науку. Но пока получаю огромное удовольствие от работы с детьми: интересующимися, пытливыми, свободными и готовыми к экспериментам. Вместе с ними я занимаюсь проектной деятельностью, чтобы готовить ребят к участию во всероссийских конкурсах по биологии».