Родом из Обнинска
На прошлой неделе вступил в силу закон о недопуске в школы детей мигрантов, которые не понимают русский язык.
Собственно, во всем мире применяется аналогичный принцип. Но что интересно в данной ситуации: основные положения закона родились в Обнинске. Было это три года назад. Тогда после серьезного мигрантского скандала в одной из обнинских школ в наукоград приехал руководитель Национального антитеррористического комитета Кирилл Кабанов. На встрече с губернатором Владиславом Шапшой в администрации Обнинска и были сформулированы главные позиции законопроекта, с которым в инициативном порядке позже обратилась в Госдуму Калужская область. Ее проект поддержали практически единогласно.
И вот теперь при зачислении будущий ученик, не гражданин России, должен продемонстрировать знание русского языка, а его родители — легальность пребывания в России.
Технические моменты
В Обнинске уже определили два официальных центра тестирования. Проверять знания приезжих будут в лицее «Держава» и в 5-й школе. Будущих первоклассников ждет устное тестирование. Детей постарше — письменные работы.
«Весь процесс будет строго регламентирован — с аудио- и видеофиксацией тестирования, — поясняет директор школы № 5 Лина Терешатова. — Оценивать работы поручат специальной комиссии, в которую входят профессионалы своего дела, как в сфере начального образования, так и средней и старшей ступеней».
Что до сроков проведения экзаменов для приезжих, точные даты пока не названы. Наши педагоги надеются, что процедура не затянется дольше конца июня.
Если ребенок не прошел тест, в школу его не зачислят. Однако через три месяца можно повторить попытку.
Со слов Лины Терешатовой, большого числа желающих пройти тестирование в Обнинске не ожидают. Дело в том, что в большинстве в школы приходят дети приезжих, которые официально уже получили гражданство России. А вот на них закон не распространяется.
Директор лицея «Держава» Оксана Копылова, чья школа также назначена центром для проверки знаний мигрантов, пока не склонна давать каких-либо прогнозов: «Давайте пройдем процедуру, а уже потом можно будет делать определенный качественный анализ».
Если дети мигрантов не пройдут обязательное тестирование, в школу их не возьмут. Однако через три месяца они могут повторить попытку
«Это простейшие вопросы для трех-четырехлетнего ребенка, а не для первоклассника»
Кстати, о самих тестах. С 1 апреля, когда закон вступил в действие, задания, подготовленные Рособрнадзором, «гуляли» по Интернету. Понятно, в соцсетях и родительских чатах их обсуждали с особым интересом. Общий вердикт примерно таков: «Легкотня! К такому тесту подготовиться — раз плюнуть!».
Того же мнения, к слову, придерживается и депутат Законодательного Собрания Калужской области Надежда Ефремова: «Это простейшие вопросы для трех-четырехлетнего ребенка, а не для первоклассника! Нельзя допускать, чтобы российские школы заполнялись учениками, которые владеют русским языком на уровне трехлетнего ребенка!.. Исполнение закона — это плевок нам всем».
Приведем пример теста, чтобы не быть голословными.
Пример задания для 7 класса:
Напиши предложение и вставь на месте пропуска глагол в нужной форме.
Мы с удовольствием ___________________ на лыжах, но не получается, потому что снег еще не выпал.
покатались бы
покатались
покатаемся
покатаемся бы
Пример задания для 9 класса:
Составь из двух предложений: «По правилам этикета Вы должны здороваться со всеми» и «Вы входите в кабину лифта в жилом доме» — одно предложение с деепричастным оборотом.
При этом изначально ребенок должен был ответить лишь на треть вопросов. После резкой критики планку подняли до 90%.
В обнинских школах пока не комментировали уровень сложности заданий: мол, получим официальный пакет для тестирования, тогда и будем делать выводы.
Ниже базового уровня
«Глобальная проблема — дети новых граждан России владеют русским ниже базового уровня», — считает Оксана Копылова.
Конечно, в школах работают системы адаптации — с ребятами занимаются после уроков, на выходных. И, безусловно, в каждой школе, где учатся дети приезжих, есть неуспевающие ученики-инофоны. Они остаются на второй и даже третий год обучения. Случаются в классах и конфликты, возникающие на межнациональной почве. И они никуда не исчезнут просто потому, что принят новый закон. Проблема сильно запущена, и долгое время ее пытались всячески маскировать. А потому лечение будет длительным. Тем более что вопросов осталось очень много.