Путь к призванию
Котова с детства мечтала стать педагогом и готовилась к тому, что однажды фраза из песни «встречай, учи и снова расставайся, когда уйдем со школьного двора» станет ее судьбой. Так и случилось, однако ее путь в педагогике был не так прост. Елена окончила педагогический университет по специальности «педагог-психолог», но жизненные обстоятельства сложились таким образом, что по окончании вуза она занялась совсем другим направлением, а именно подбором персонала. И лишь с появлением сыновей поняла, что нужно вернуться к своей детской мечте — быть учителем. Успешно прошла собеседование и вошла в педагогический состав школы №17, впервые распахнувшей свои двери в 2019 году. «В профессии я не так давно, всего 4 года, с открытия школы. Я окончила музыкальную школу и вполне могла бы быть учителем музыки, но в предмете технологии, мне кажется, нашла свое призвание. Могу сказать, что любовь к ручному труду мне привила моя школьная учительница. Я ей очень благодарна. Музыка по-прежнему остается в моей жизни: я играю на фортепиано и гитаре и принимаю участие в школьных концертах», — говорит Котова.
Современный подход
Сегодня школьная «технология», которая в памяти многих помнится как «труды» — предмет, который вызывает у учеников большой интерес. А все потому, что пресловутые вытачки фартуков и кастрюли с оливье канули в лету. Теперь на уроках дети мастерят то, что пригодится им в повседневной жизни. «Мы по-прежнему учим девочек быть хорошими хозяйками, но стараемся слышать их желания. Изготавливаем сумки-шопперы, креативные подушки, органайзеры для хранения мелочей. Мои ученицы в восторге, им это интересно. Готовим разнообразные блюда», — рассказывает учительница. Но и это не все: практически устранено гендерное разделение. «Теперь мальчики смогут научиться готовить выпечку, а девочки поработать с деревом, сделать креативные подставки для украшений. Мне кажется, это полезно, потому что каждый ребенок, вне зависимости от пола, должен уметь приготовить себе еду, заштопать носки или поменять лампочку», — рассказывает Котова.
Несмотря на то, что «технология» — это прикладной предмет, учительница нашла возможность через него прививать детям патриотическое воспитание: «Мы живем в непростое для страны время и не можем оставаться равнодушными к тому героизму и подвигам, которые сегодня демонстрируют наши бойцы в зоне СВО. На моих уроках ученицы изготавливают деревянные медальоны с изображением Георгия Победоносца в технике декупаж. Мы отправляем их на передовую вместе с гуманитарной помощью. Пусть наши герои чувствуют частичку дома и тепла, пусть знают, что мы их ждем с победой».
В ногу со временем
Помимо необходимости пробудить в детях интерес к предмету и любовь к ручному труду, оснащение школьного класса должно соответствовать необходимым требованиям. И здесь Елена считает, что ей очень повезло. «17-ая школа, не побоюсь этого слова, лучшая из школ Обнинска сегодня. И дело не только в прекрасном педагогическом составе. Мой кабинет оборудован по последнему слову техники: 14 швейных машин, оверлочный станок для обработки изделий, современная бытовая техника. На уроках мы пользуемся всем. То же самое я могу сказать и о кабинете, где занимаются мальчики. Он оснащен всем самым необходимым оборудованием, начиная от токарного станка и заканчивая современным 3D-принтером». Благодаря современному оснащению и новому подходу к преподаванию образовательный предмет «технология» сегодня обладает значительным потенциалом в вопросе освоения школьниками творческой деятельности.
Кредо учителя
Мы спросили Елену Владимировну и о том, как надо действовать педагогу, чтобы ученики ходили на уроки с удовольствием, любили предмет. «Мне кажется, самое главное — это любовь к своему делу, любовь к детям. Я мама двоих сыновей, поэтому получаю большое удовольствие от работы с девочками, мне это нравится. Главным в учительской работе считаю выстраивание доверительных отношений с учениками, рассказываю просто о сложном. Если случается так, что девочки приходят на урок неподготовленными, никогда не ругаюсь, а объясняю ситуацию с позиции взрослого. Я считаю, что каждый человек талантлив, просто все мы можем проявить себя в разных направлениях творчества, поэтому своей учительской задачей я вижу необходимость раскрытия потенциала своих учеников. Видя результаты работы своих учеников, я понимаю, что у меня получается справляться с этой задачей», — говорит Котова.
О планах на будущее
После победы в городском этапе конкурса педагогов Елена Котова представит Обнинск на региональных состязаниях, где поборется за звание лучшего учителя со своими коллегами из других городов Калужской области: «Я осознаю ответственность, которая теперь лежит на моих плечах. Представлять наш наукоград на региональном конкурсе — большая честь. Постараюсь выступить достойно. Хочу показать, что моя преподавательская дисциплина может стать для учеников ключом к раскрытию талантов».