Единое расписание
Во-первых, вводятся типовые шаблоны учебной недели. Есть набор готовых моделей для начальной, средней и старшей школы — из них каждая школа, как из кубиков, собирает свое расписание. Важно уточнить: это не значит, что, скажем, в пятом классе во Владивостоке и Обнинске первым уроком обязательно будет один и тот же предмет. Идея в том, чтобы ключевые темы по стране шли практически синхронно: ребенок переехал — и без «дырок» влился в новый класс.
«ФГОСы и раньше задавали общий каркас, — говорят педагоги обнинских школ. — Но единые модели удобней: меньше хаоса и больше предсказуемости. При этом гибкость остается — мы подстраиваем сетку уроков под реальных детей».
Домашние задания
Второе — это домашние работы. Одни родители доказывают: «Без домашки не усвоить качественно материал, который давали на уроках». Другие возражают: «Ребенок то в школе, то на дополнительных занятиях и секциях, а вечером садится за уроки. И мы с ним вынуждены по второму разу проходить всю школьную программу. Почему не учат в школе?». Учителя понимают обе стороны: «Но и вы нас поймите. За 45 минут объяснить материал 35 детям невозможно».
И вот, нормы по «домашке» теперь прописаны по времени: примерно 1 час в 1-м классе; 1,5 часа — во 2–3-х; 2 часа — в 4–5-х; 2,5 часа — в 6–8-х; до 3,5 часов — в 9–11-х.
«Это средние ориентиры, — подчеркивает директор ФТШ Елена Сенина. — Дети разные: кто-то с заданием управится за полчаса, кому-то нужно больше».
И тут встает вопрос про техническое обеспечение. Речь про электронный журнал. Бывает, подвисает: поставил задание — а оно появляется поздно вечером. Поэтому задания дублируют и устно: «Запишите в тетрадь». И важный момент: если д/з опубликовано слишком поздно, у ребенка есть право его не выполнять. В идеале учитель должен выставить домашнее задание днем — и школы к этому стремятся.
Контрольные: не больше 10% и без «марафонов»
Контрольные теперь «под счет»: суммарно они не могут занимать более 10% учебного времени по предмету за год. Письменная контрольная длится от одного до двух уроков (по 45 минут), практическая — в рамках одного.
«Контрольных и так предостаточно, — успокаивает Сенина. — У нас есть еще самостоятельные, лабораторные, проверочные — это не про «контроль», а про обратную связь. Новые рамки не сковывают, они защищают от перегруза».
Однако родителей беспокоит другое: не будут ли из-за лимита «уплотнять» одну большую контрольную на полтора часа без передышки. Ребенок устанет, и результат будет уже не про знания, а про стресс. Здесь нужен разумный баланс: чаще небольшие проверки по темам и реже — крупные срезы.
Что изменилось еще
Еще из новшеств: в 6–7 классах обществознание исчезает — предмет остается в 8–9-х по часу в неделю, а историю, напротив, усиливают. Логика простая: сначала — фундаментальная историческая картина, а затем — разговор об обществе и праве на ее основе.
А еще в 5–7 классах срежут количество часов иностранного языка с трех до двух в неделю. В основном людей это не радует. У нас и без того выпускники слабо владеют языком, а тут совсем дело застопорится. Прискорбно.
Что изменится потом
Зато в следующем году появится новый курс — «Духовно-нравственная культура». Кроме того, в некоторых регионах стартовал эксперимент по возвращению давно забытых оценок за поведение. В Калужской области, включая Обнинск, этого пока нет. Но разговоры идут: не исключено, что уже в следующем учебном году изменения затронут все школы страны.
Но и здесь мнения разделились, как среди учителей, так и среди родителей. С одной стороны, перспектива получить плохую оценку может сдержать учеников от необдуманных поступков, улучшить дисциплину в целом. С другой — ни одна оценка не измерит атмосферу в классе, контакт с учителем. Однако все сходятся на том, что нужны очень аккуратные правила и понятные критерии. Сейчас остается только наблюдать за пилотом со стороны.
Правила есть, жизнь — важнее
Новые требования — это попытка навести порядок: синхронизировать темы по стране, не перегружать контрольными и нормировать домашку. «Любое правило работает ровно до двери класса, — улыбаются учителя. — Дальше начинается жизнь. Наша задача — применить эти рамки так, чтобы ребенок учился спокойно и с интересом. Если это удается, значит, мы на верном пути».































