Канопка Вера Петровна,
учитель географии школы №4, Заслуженный учитель РФ
«Мой стаж работы — 57 лет. За это время я выучила три разных поколения. Бывало, спустя много лет мои бывшие ученики приводили ко мне своих детей, а потом и внуков.
Конечно, все поколения разные, и воспринимаю я их по-разному. Современные дети — они любознательные, устремленные, они хотят чего-то большего. Да, может, в сегодняшнем образовании где-то есть перегибы со всеми новшествами, но таковы требования времени.
Помню, изначально я не принимала компьютеризацию, было трудно. Но потом просто поняла, что она неизбежна. Сейчас и уроки веду онлайн, и электронный журнал заполняю, и презентации показываю детям. Если что-то не получается с компьютером, ребята помогают.
Получается, самой надо расти вместе с ними. Что до телефонов и электронных книг на уроках, то, конечно, это надо контролировать. Но без зла, а когда-то даже шутя.
Я никогда не кричу, не оскорбляю детей, не требую от них ненужного. Стараюсь не опаздывать и любое свое настроение оставлять дома. Дети это чувствуют, поэтому на моих уроках всегда тишина. Все увлечены и заняты делом. Результат — многие из них потом становятся призерами и победителями олимпиад и в будущем связывают свою профессию с географией.
А секрет успеха прост — любовь к детям и к своему предмету. И сегодня есть немало молодых и очень интересных учителей. Но, к сожалению, многие надолго не задерживаются в школе. У нас, педагогов со стажем, зарплата худо-бедно набегает за счет категорий и званий.
А молодые девочки, которые приходят сразу после института, университета, получают совсем мало. Поэтому вскоре находят более высокооплачиваемую работу. А из них могли бы получиться прекрасные педагоги. Я считаю, сегодня необходимо поддержать и заинтересовать материально молодых учителей».
Новикова Виктория Викторовна,
учитель русского языка и литературы школы №17
«Наша профессия одна из самых сложных. Нужно всегда шагать в ногу со временем, постоянно чему-то учиться и приучать своих воспитанников тянуться к новым знаниям. Работать с детьми интересно, радует, что большинство пытливы, целеустремленны.
Но есть и проблемы: переполненные классы, большая нагрузка на учителей, что не способствует качественному обучению, непонимание со стороны родителей. Считаю, что сегодня необходимо пересмотреть общую концепцию образования, включая и подход к оплате труда педагога. Может, тогда профессия учителя станет востребованней и число хороших учителей увеличится».
Пучкова Мария Олеговна,
учитель начальных классов лицея «Держава»
«1 сентября 2019 года вместе со своими первоклассниками я впервые переступила порог школы. В голове была одна мысль: для этих малышей целых четыре года я буду другом, родителем, наставником и примером для подражания.
Когда стою перед ними и на меня смотрят тридцать детей с горящими глазами, понимаю, за что люблю свою работу. Как и все учителя, я радуюсь успехам и победам своих учеников, переживаю за их неудачи и поражения. Ведь дети — наше будущее, и от нас, педагогов, зависит, каким оно будет.
Больше всего меня волнует отношение родителей к учителям. С каждым годом становится труднее найти общий язык и призвать родителей именно к диалогу со школой».
Ковалева Екатерина Александровна,
учитель начальных классов школы №17
«Я пришла работать в школу 18 лет назад! После первых двух выпусков меня часто спрашивали: «Поменялись ли дети?» (ожидая ответа — как все стало ужасно). Тогда я затруднялась ответить. А теперь скажу: «Да, поменялись». Но не в лучшую или худшую сторону. Они просто качественно другие: мобильные, раскованные...
Жизнь идет, все меняется. Но листья на деревьях все же не стали фиолетовыми. Я, как все учителя, по-прежнему основным считаю вырастить из ребят отзывчивых, честных людей, хороших работников... И в процессе воспитания дать им знания и умения, необходимые для жизни.
Что для меня трудно? Сначала хромала методика, с годами пришел опыт... Осталось одно: не могу стать равнодушной, по-прежнему все школьные переживания «несу» домой... Такая уж моя профессия, непримиримая к равнодушию. И я ее люблю».