Превентивные меры
В управлении образования поняли: начинать готовить будущих учителей физики, математики и других дисциплин нужно еще со школьной скамьи. И здесь важны не только знание профильного предмета, но и психолого-педагогические навыки. С этой целью сразу в четырех школах Обнинска — № 9, № 10, № 12 и № 18 — уже второй год работают педагогические классы: «По сути, это универсальные классы, в которых дополнительно преподают психологию, педагогическую подготовку и навыки работы с подростками, — рассказывает главная по вопросам образования. — Мы хотим, чтобы наши дети не просто погружались в свою будущую профессию, а понимали, что они нам очень нужны, что мы ждем их в родном городе, в родных школах».
Но давайте представим: выпускник ИАТЭ приходит преподавать в школу в 22–23 года, закончив магистратуру. Физика же — предмет, который вводится в старших классах. Получится ли у вчерашних студентов заработать авторитет среди подростков и влюбить их в предмет: «В основном они преподают математику и отлично находят общий язык с ребятами. По опыту я могу сказать, что дети к молодым учителям тянутся. Нынешняя молодежь очень отличается от старшего поколения — ей хочется свежего взгляда на жизнь», — говорит директор школы № 18 Ирина Марутина.
С поддержкой Росатома
И именно благодаря тому, что молодые начинают учить молодых, подростки активнее выбирают физику и математику для ЕГЭ. Если в прошлом году физику сдавали лишь 30% выпускников обнинских школ, то в этом, по предварительным оценкам, больше 40% выберут точные предметы на итоговой аттестации. А значит — и профильные инженерные и технические вузы. «Зачастую, такой выбор институтов предполагает, что человек впоследствии устроится на производство». — говорит руководитель проектов корпоративной академии Росатома Елена Якуничкина.
Но некоторые, окончив инженерный вуз, выбирают для себя преподавание делом жизни. Росатом максимально поддерживает таких специалистов. Создано множество программ для педагогов с курсами повышения квалификации, интересной практикой. Так, например, вскоре стартует очередной такой курс. Участие в нем примут и обнинские педагоги. А один из них — Гельдымурад Эебердыев — станет спикером этого курса: «Росатом предлагает море возможностей для педагогов атомных городов, — говорит Гельдымурад Курбанмурадович. — Неспроста. В его интересах обеспечить высокий уровень подготовки таких специалистов. Это своеобразный знак качества — быть учителем для Росатома».
Это для одних — для корифеев образования. А что делать молодым специалистам, которые только приходят преподавать в школы? Их поддерживает город: «В следующем году мы вновь продолжим поддерживать наших учителей, — говорит зампредседателя обнинского городского Собрания, директор школы № 4 Владимир Светлаков. — Речь идет о выплате в 10 тысяч рублей для педагогов с небольшим стажем».
Под куполом
Остается еще одна проблема: устаревшая школьная программа. Хотя, сама по себе физика как наука потерять актуальности не может, прикладная часть учебников давно перестала идти в ногу со временем. Еще в прошлом году — во время первого фестиваля педагогического мастерства — один из педагогов поднял этот риторический вопрос: «Сегодня дети учатся по тем учебникам, в которых рассказывается об устройстве радиоприемника. Но разве это им нужно?»
Все-таки нужно. Но стоит и осовременить прикладную часть, добавив интересных опытов. «Помните школьный опыт со стеклянным колпаком? — задает вопрос обнинский учитель физики Александр Ишов. — Тогда, чтобы доказать верность утверждения, что в пространстве, где нет вещества, звук не распространяется, мы клали под такой купол советский будильник». Теперь же ему на замену пришли смартфоны. Детям изучать эту тему стало намного интереснее, ведь телефоны-то есть у всех. «Индивидуальный подход преподавателя к проведению урока очень ценен, — считает Ирина Марутина. — Но, все-таки, сами учебники должны становиться инновационными».