В цифрах
В этом году школы наукограда выпустят во взрослую жизнь 810 ребят. И больше половины из них выбрали для сдачи экзамена профильную математику.
В последние годы наметился устойчивый тренд: у обнинских выпускников растет интерес к техническим и естественно-научным предметам. Так, почти четверть одиннадцатиклассников города в этом году будут сдавать ЕГЭ по информатике — IT-специальности сегодня самые востребованные в стране. Все больше ребят выбирают для сдачи биологию и химию.
Но все же сказать, что молодежь резко и поголовно ударилась в инженерный профиль, пока все же нельзя. Так, физика уже не первый год теряет позиции в предпочтениях обнинских выпускников, что для Обнинска как наукограда тревожный звоночек. В этом году ЕГЭ по физике напишут всего 16% выпускников, а прежде эта доля доходила до четверти. Тем не менее, в управлении образования считают, что в сравнении со средним уровнем по стране это довольно высокий показатель.
Сегодняшним тенденциям отвечает и падение интереса выпускников к обществознанию. Еще лет пять назад этот предмет выбирали больше половины одиннадцатиклассников — ЕГЭ по нему обязателен для экономистов и юристов. Сейчас «общество» сдают 38% выпускников. Тем не менее, это все еще многим больше, чем у физики.
Показательно и то, что почти половина обнинских учеников в старших классах учатся в универсальных классах, где нет перекоса в сторону изучения какого-то определенного предмета. Естественно-научный профиль выбирают чуть больше 18% ребят, а технологический — 13%.
Страна смотрит на тебя
Между тем, запрос работодателей и экономики страны в целом сегодня звучит четко — нужны инженеры! А уж для Калужской области как лидера промышленного производства — тем более. Иначе технологического суверенитета, о котором сегодня говорят на всех уровнях власти, нам так и не достичь.
Поэтому в вузах сегодня увеличивают количество бюджетных мест на инженерные специальности и сокращают на экономические и юридические.
На прошедшем недавно в Обнинске заседании Госсовета по кадрам эксперты отметили, что после провала 90-х молодежь начала возвращаться в науку — ситуация меняется, но не так быстро, как того требует время.
До 2029 года российской науке нужно «вырастить», по крайней мере, 160 тысяч исследователей. Задача непростая. И решить ее можно только вовлекая детей в науку с малых лет.
Эйнштейнеры, медики, инженеры
Что же в Обнинске делают, чтобы склонить чашу весов в сторону инженерного и естественно-научного образования?
В прошлом году в 18-й школе открыли инженерный класс. Ребят погружают в инженерную деятельность через дополнительное образование и внеурочную активность. Каждые каникулы в этом классе — инженерные. Школьники занимаются со специалистами ФЭИ, посещают научно-производственные предприятия города, занимаются в лабораториях ИАТЭ.
Также в Обнинске есть атомный класс, медицинский класс, который взял под крыло МРНЦ. Серьезную подготовку по техническим и естественно-научным специальностям дает дополнительное образование. В Кванториуме работают Energy-квантум и биоквантум, в Техническом лицее проводят занятия по робототехнике, в 10-й школе ученики 6-х и 7-х классов углубленно изучают биологию — анатомию человека и экологическое направление.
С обнинскими школьниками занимаются ученые и специалисты научно-производственных предприятий города |
Растить технарей со школьной скамьи городу помогают предприятия и вузы, в том числе московские. С обнинскими ребятами уже не первый год занимаются педагоги Иннополиса — готовят наших олимпиадников. С недавних пор Обнинск начал сотрудничать с РУДН — наши школьники уже побывали в столичном вузе на профориентационных каникулах.
С молодежью занимаются ученые, специалисты наших ведущих научно-производственных предприятий. С недавних пор в образовательную программу непосредственно включился и Sintec. Сотрудники предприятия занимаются со школьниками химией в Кванториуме.
Даже дошколята города, и те вовлечены в науку с малых лет. Для них, к примеру, каждый год устраивают интеллектуальную игру «Эйнштейнеры Города Первых», где ребята решают задачи на логику, память, мышление.
Что и говорить, город бросил все силы на то, чтобы заинтересовать молодые умы наукой и техническим образованием. Но цифры беспощадны, и пока что они говорят лишь о наметившихся сдвигах в сторону желаемого. Так что, как говорится, есть куда расти.
- Профильную математику в этом году будут сдавать 57% выпускников.
- Информатику выбрали 24% одиннадцатиклассников.
- Физику сдают всего 16%. Для сравнения: в 2024 году этот предмет сдавали около 20% выпускников, в
2023-м – порядка 24%. - Биологию сдают почти 21% одиннадцатиклассников, химию – 20%. Для сравнения: еще 7 лет назад химия нужна была для поступления всего 7% выпускников.
- Обществознание выбрали для сдачи 38% ребят, 5 лет назад этот предмет сдавали больше половины выпускников.