Тем не менее, в тот же Обнинский колледж технологий и услуг этим летом был отмечен небывалый наплыв абитуриентов, самыми популярными направлениями стали IT и оператор ЧПУ. «Во время работы приемной комиссии у нас случился невероятный ажиотаж. К 15 августа оказались заняты все бюджетные места. Многих учеников мы просто не смогли зачислить», — говорит директор ОКТУ Юлия Кочеватова. — Такого наплыва не было давно. В следующем году будем увеличивать число бюджетных мест».
Но даже при увеличении числа бюджетников на всех этот пирог разделить не удастся. Значит, нужно открывать новые училища или расширять те, что есть. По словам директора Технического лицея Ирины Строевой, выпускники 9-х классов стали осознаннее подходить к своему будущему: «Сегодня ребята адекватно оценивают свои силы. Некоторые продолжают обучение в школах с прицелом на поступление в вуз, а другие идут получать профессию», — говорит Ирина Александровна.
Кроме того, студенты колледжей и училищ так же, как и выпускники 11-х классов, впоследствии могут продолжить учебу в университетах. «Многие ученики понимают, что, получив профессию, могут продолжить учебу. Только учиться им придется на год меньше», — добавляет Строева.
По конкурсу
Правда, многие обратившиеся к нам родители говорят о том, что выбор в пользу училища в Обнинске был вынужденным. Просто в десятый класс их детей не брали, при том что ОГЭ сдали на четверки. Дело в том, что некоторые школы наукограда искусственно ограничили прием в 10-е классы, введя «конкурсный отбор».
За место под солнцем в недавно открывшихся школах наукограда минувшим летом развернулась самая настоящая борьба, и далеко не всем удалось одержать победу: «В этом году моя дочь сдавала ОГЭ, средний балл аттестата был чуть ниже, чем «конкурсный», нам пришлось переходить в другую школу, потому что нашу дочь не приняли», — рассказывает мама обнинской 10-классницы Наталья.
А нехватка мест продолжает диктовать свои правила — например, у директора школы №17 Светланы Чубаровой на столе лежало 6 личных дел старшеклассников, которых она физически не могла зачислить — мест просто не хватало: «Я договорилась с директорами других школ. Этих ребят приняли там», — говорит Светлана Николаевна.
Задачка получается непростой: закон об образовании гарантирует каждому возможность учиться там, где он хочет, вне зависимости от среднего балла аттестата, а реальная возможность продолжать обучение есть не всегда. Хотя конкурсный отбор в обычной школе с точки зрения закона вне правил. В Обнинске он допустим только для опорных школ РАН — Гимназии и ФТШ.
Места хватит всем
Тем не менее, в Обнинске много школ очень хорошего уровня. «В этом году мы набрали два десятых класса из двух девятых. Это класс социально-гуманитарной направленности, где учатся ребята, тяготеющие к истории, праву, литературе. А также химико-биологический класс, куда зачислены ученики, углубленно изучающие химию, биологию, математику, — говорит директор школы №4 Владимир Светлаков. — У нас было два девятых. И сделали два десятых. Взяли в старшую школу практически всех, кто хотел. Некоторые ученики после сдачи ОГЭ пошли получать среднее специальное образование. На их места мы приняли желающих из других школ». Такая же ситуация и в школе №1: «У нас два десятых класса. Места хватило всем», — говорит директор школы Галина Полякова.
Вот и появляется дисбаланс: в недавно открывшихся школах от анкет желающих учиться именно там учеников, что называется, ломятся столы, а в других — зачисляют всех и без ажиотажа.
Ощущение, будто бы система никак не может скоординироваться: сюда не пускают, а здесь «иди — не хочу». Только не идут. Причем многие потому, что просто не знают, куда идти. Хоть бери и составляй памятки для родителей с пунктами: если ваш ребенок «хочет продолжить учиться», «перейти в другую школу», «поступить в техникум». Тогда все стало бы куда спокойнее, ведь, как там говорится? Знание — сила.