Сегодняшняя азбука

Автор: 14 марта 2023 823
Сегодняшняя азбука

Идея, предложенная молодежным центром и администрацией вместе с РСМ, суперская: хочешь «замутить» какое-то хорошее дело — получи под него ресурсы. Надо только правильно написать заявку под проект. А как это сделать, подскажем.

«Вот валит!»

Но вот тут и притаился главный подводный камень. Вроде и предмет такой в старшей школе уже есть, «проектная деятельность», и оценку в аттестат вписывают, а что до навыков ее вести — они отнюдь не у каждого первого наблюдаются. Хотя сегодня без них — никуда.

«Мы видим, что у многих наших абитуриентов этих умений нет, — делится ректор СГТИ Екатерина Колесникова. — Они путают цель и задачи проекта, не разделяют понятий новизны и актуальности. А если преподаватель начинает интересоваться объектом исследований, реакция может оказаться парадоксальной: вот валит!»

Между тем, проекты для студентов и школьников — совсем не новое дело. Сама Екатерина Дмитриевна свой первый проект разработала в пятом классе — докладывала о пословицах в разных языках на научной конференции. Признается: было так интересно, что впоследствии с этой темой оказалась связана ее диссертационная работа.

Сделай то, не знаю что

Но вот сегодняшний опыт ее несколько огорошил. «Я готова была стать руководителем работы по литературе моего сына-шестиклассника, — признается Колесникова. — Обратилась к учителю, есть ли какая-то методичка. Ответ был отрицательным. Тогда как работать над проектом, каковы его параметры — начиная от самых простых вроде объема и правил оформления и кончая глобальным: а что ждут на выходе? По идее, результат любого проекта — это готовый продукт. Но все же его понимают по-разному. В менеджменте одно, в производстве другое, в гуманитарной сфере — третье. Результат проекта в литературе зависит от требований — это может быть самостоятельное литературное произведение или новое оригинальное прочтение уже написанного. Но как быть, если требования отсутствуют?»

Родители, с кем мы побеседовали, говорят о том, что дети с их помощью часто идут путем «по образу и подобию». Говоря проще, залезают в интернет и ищут в сети образцы. Эксперты такой путь считают тупиковым. Образцы сильно сужают поле исследований, направляя ребенка в узкое, уже заезженное русло.

Сами с усами

Да, как признаются педагоги, часто бывает, что школьники выбирают путь попроще и скатываются с проекта на реферат, а это не одно и то же. Впрочем, дети у нас удивительно талантливы, и во многих школах Обнинска они вполне себе осваивают премудрости проектирования.

— У нас уже прошла защита проектов у старшеклассников, — рассказывает директор гимназии Александр Сухарев. — Я при некоторых докладах присутствовал, работы оригинальные и интересные. Например, два мальчика представили совместный труд по термоядерному синтезу и о перспективах термоядерной энергетики. Еще один старшеклассник выдал очень актуальный проект по беспилотным летательным аппаратам.

— Но ведь он не сам его делал. И вообще — можно ли отсечь технологию copy-paste в этом процессе?

— Его руководителем был отец, это нормальная практика. Но доля труда школьника, судя по его докладу, достаточно велика. Хочу сказать, что многие работы вообще исключают копирование. Речь идет о настоящем научном исследовании. Например, в прошлом году наша тогдашняя ученица Марина Можаева победила на международной конференции, представив разработанный ею прибор для демонстрации оптических явлений на уроках физики. Этого в интернете не отыщешь. А, скажем, сейчас наши ребята в своих экологических изысканиях проводят испытания в Гурьяновском лесу. И это общая практика.

Кто не освоит, тот проиграл

Но гимназия — это все-таки мотивированные и к учебе, и к научным исследованиям дети. А как быть тем, кто идет «в потоке»? Гуру в области научной работы школьников, руководитель Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко уверен, что учить проектной деятельности нужно всех, но делать это из-под палки нельзя ни в коем случае. Начинать можно с совсем маленьких проектов, а когда ребенок увидит результат, он увлечется этим процессом и перейдет на новый уровень. «Насаждать силой проектную деятельность нельзя, — уверен Лев Юрьевич. — Надо идти по пути развития интереса. И самое главное, очень вредна имитация. Делать абы что не стоит, текущая деятельность — это не проект. Проект — это всегда исследование».

Но с кем бы из экспертов мы ни говорили, все стопроцентно убеждены: проектная работа — сегодняшняя азбука. Тот, кто ее не освоил, остался во многом неграмотным. И неминуемо будет уступать в будущем своим сверстникам. Так что проектированию, нравится это кому-то или нет, учиться стоит. Иначе проиграешь.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены