На днях в Обнинск приезжали старшеклассники из Димитровграда, Снежинска, Сарова, Заречного, а также из Турции — дети работников АЭС «Аккую». Вместе с обнинскими школьниками ребята из других атомградов в формате деловой игры имитировали работу реального комитета ООН, выступая как делегаты.
Темой заседания стало будущее ядерной энергетики. Ребята говорили о замыкании ядерного топливного цикла как о ключе к устойчивому энергетическому развитию, представили доклады о преимуществах повторного использования отработанного ядерного топлива, о том, как это влияет на экологию и безопасность, а также как их страна развивает ЗЯТЦ.
Do you speak English?
Одним из главных условий участия было хорошее знание английского языка, потому как игра полностью проходила на нем. И именно язык и желание развиваться в сфере лингвистики, международных отношений и привели многих ребят на игру.
Например, Алиса Бикузина из Димитровграда увлекается страноведением, хочет стать переводчиком. В тему атомной энергетики школьница погружалась уже непосредственно перед игрой, с помощью онлайн-лекций, которые устраивала Техакадемия. А вот ее подруге Кире Кологреевой в плане теории было проще — девушка хочет в будущем заниматься ядерной медициной, потому в теме игры она была более или менее подкована.
В целом, все ребята за короткий срок прониклись атомной энергетикой. Для некоторых «Школьная модель МАГАТЭ» может в итоге стать толчком к выбору профессии. Например, ученица «Державы» Анастасия Иванова с будущей специальностью еще не определилась — одинаково любит и физику, и английский. На деловую игру в Техакадемию пришла прокачать знания по обоим предметам.
Атомная энергетика — целый мир
Зачем детям нужны такие игры? На этот вопрос отвечает председатель Молодежного совета Техакадемии Росатома Михаил Федоров.
«Во-первых, это отличная возможность для школьников развивать языковые навыки, причем речь идет об узкоспециализированном языке, который используют именно в области международных отношений. Во-вторых, где еще дети могут попробовать себя в роли дипломатов? Например, о нюансах составления резолюций можно узнать только от людей, которые имеют реальный опыт работы с международными организациями. Мы такую возможность предоставляем.
Умение дипломатично донести свою точку зрения — навык, который в будущем пригодится в любой профессии. А с учетом сегодняшней политической ситуации в мире — тему актуальнее придумать сложно, — уверен Федоров. — Знакомя детей с работой МАГАТЭ, мы погружаем их в тему развития человечества в целом, в масштабные проблемы, которые сегодня решает все мировое сообщество. А значит, кто-то из этих школьников потому сможет внести свой вклад в общее дело.
И, наконец, в нашей деловой игре мы показываем ребятам, что атомная энергетика — это не только атомная станция, но и целый мир, в котором они могут сделать свою карьеру».
Тяжелая артиллерия
«Школьная модель МАГАТЭ» — не единственный проект Техакадемии, завлекающий школьников в атомную отрасль. Для учащихся также проводят атомные уроки, квест «АтомСтори», устраивают ребятам экскурсии на научно-технические предприятия города. Все это часть большого плана по подготовке кадров, начиная с малых лет.
Кто-то скажет — слишком рано. Одно дело, например, рассказывать детям о профессии пожарного, врача или учителя — где все более или менее понятно. А тут — атомная энергетика! Но эксперты, глядя на кадровую пропасть, у края которой мы сегодня оказались, убеждены: иного пути нет. Ведь сегодня реальность такова — многие школьники наукограда, притом уже далеко перешагнувшие рубеж начальных классов, и не знают, что живут в городе, где была построена Первая в мире АЭС. И тут уже не то, что деловая игра, нужна тяжелая артиллерия.