Стоп бакалавриат: абитуриенты 2024 года станут последними, кто поступит в вуз по старой системе

Автор: 21 мая 2024 1070
Высшее образование ждут серьезные изменения Высшее образование ждут серьезные изменения

Наша страна отказывается от бакалавриатов и возвращается к прежней «вышке». Год подготовки, которого, с их слов, так не хватало инженерам и педагогам, вновь возвращается в вузы. Обнинские эксперты ждут позитивных сдвигов в сфере образования, хотя есть и определенные опасения.

На протяжении двух лет российская система образования претерпевает существенные изменения: отказ от Болонской системы, запуск в избранных вузах пилотного проекта по реформе обучения. Наконец, на прошлой неделе глава минобрнауки Валерий Фальков заявил, что в прошлом останется и понятие «бакалавриат». С 2025 года вместо него будут две ступени образования — высшее и высшее специализированное.

Сегодняшних абитуриентов, правда, реформы еще не коснутся. Так что выпускники школ могут сдавать ЕГЭ, как прежде, поступать на бакалавра в понравившиеся вузы. Но в целом высшее образование стоит на пороге очередных реформ. Как к ним относятся у нас в Обнинске?

Чего ждать?

Главный посыл федеральных чиновников от образования таков: теперь учиться в вузах станут дольше — 5-5,5 лет минимум. Только так, с их слов, можно подготовить грамотных специалистов, которые так нужны экономике страны.

Со стороны, наверное, между 4 годами бакалавриата или 5 годами базового специалитета разница только в названии. Но не зря образование называют самой консервативной областью общества. О подводных камнях такого решения и его возможных последствиях, как положительных, так и отрицательных, мы пообщались с представителями вузов наукограда. В целом они с одобрением отнеслись к инициативе. Хотят лишь одного — чтобы все начинания не застряли в бюрократических формальностях и все шло не в стиле «с шашкой наголо».

Недоучки?

Главный в сфере IT-образования в Обнинске, начальник отделения интеллектуальных кибернетических систем ИАТЭ, доктор физматнаук Сергей Старков всегда считал, что 4 года обучения (по крайней мере, для инженерных специальностей) — крайне недостаточно: «Нам всегда года не хватало. А потому я, безусловно, приветствую новую инициативу». Старков приводит пример, как долгие годы после вхождения в Болонскую систему бакалавров называли недоучками. Каждый, кто трудоустраивал такого специалиста, говорил, что надо потратить еще пару лет на его переобучение.

Сможет ли новая система снять это противоречие? Пока — большой вопрос. Об этом, к примеру, говорит ректор СГТИ Екатерина Колесникова: «Сейчас предприятия испытывают огромный кадровый голод. Но получается, что им предлагают в будущем еще подождать год-другой, чтобы привлечь человека с высшим образованием. А есть ли гарантия, что при более длительном обучении специалистов мы получим на 100% подготовленные кадры»?

Также Екатерина Колесникова считает, что с учетом увеличения срока обучения, было бы логично дать возможность студентам освоить сразу несколько специальностей: «И такая практика уже есть. Например, в Московском педагогическом университете предложили новый «профиль» — учитель русского языка, литературы и истории. Направление оказалось востребованным. Выпускник вуза расширяет свои компетенции и, соответственно, возможности в будущем».

«Не в названии дело»

А вот начальник отделения ядерной физики и технологии ИАТЭ Дмитрий Самохин считает важным, что, возвращаясь к хорошо забытому старому, чиновники наверху должны признать плюсы и минусы двух систем, назвать ошибки и, таким образом, перейти на качественно новый уровень подготовки студентов. На тот, когда в вузах больше времени будет уделяться и базовым знаниям, и практике.

«В Египте, например, с которым мы плотно сотрудничаем, техническое образование можно получить за 3, 4 и 5 лет, — рассказывает Самохин. — Все зависит от специальностей, которые получат ребята. Сварщику достаточно обучаться 3 года. А вот будущему работнику ядерной отрасли высшего звена — 5 лет».

По мнению Самохина, грядущие изменения должны сделать систему базового высшего образования более гибкой. Однако массовый переход на новую модель потребует серьезных усилий и большого количества времени, отмечает он. Вузы в России работают по государственным стандартам, их масштабное обновление является достаточно сложной работой. «Для реформ потребуется создать дополнительный кадровый потенциал и соответствующее обеспечение образовательных программ. Вряд ли процесс внедрения будет легким и быстрым», — добавил эксперт.

Это вызывает определенные опасения у того же Сергея Старкова: «Очень хочется, чтобы здравая идея не стала мертворожденным ребенком из-за бюрократических формальностей, коими славится наше образование. Новая инициатива потребует кардинальной смены не только в вузовской системе, но и в кадровой политике и в экономике в целом».

А что сейчас?

Сейчас прием в вузы идет, что называется, по старой схеме. Так, ИАТЭ собирается набрать на бакалавриат более 200 абитуриентов.

«Пока никаких официальных документов не поступало. Если решение будет принято, на тех, кто уже получает образование, это никак не скажется, основная профессиональная образовательная программа принимается в год набора на весь период обучения, поступившие на бакалавриат его же и окончат, с соответствующим дипломом», — прокомментировала ответственный секретарь приемной комиссии ИАТЭ Татьяна Ларичева.

Сейчас все ждут дальнейших разъяснений и нормативных документов. Но то, что вузам опять придется кардинально меняться, это, что называется, медицинский факт.

Есть мнение

Депутат Госдумы Геннадий Скляр:

«В советское время бурно развивалась промышленность, все в образовании работало на кадры для промышленности. Задача состояла в том, чтобы молодые люди, получив образование, сразу могли работать. Болонская система все это поломала. Люди, получившие степень бакалавра, не имели такой возможности. Сегодня мы возвращаемся к советской системе, но на новом уровне».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены