Год условно
Сегодня школы не имеют права оставлять учеников на второй год — руки связаны федеральным законом об образовании. По словам директора школы №17 Светланы Чубаровой, не перевести в следующий класс можно лишь учеников 4, 9 и 11 классов. Эти классы считаются «рубежами», и знания оцениваются просто — посредством ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Так что, если не сдал — из школы со справкой. А вот ребят других возрастов, пусть они махровые двоечники по всем предметам, педагоги вынуждены тянуть, даже если сами школьники программу не тянут.
Между тем, родители жалуются, что такие ученики не дают возможности полноценно заниматься остальным ребятам. Ведь фокус внимания педагогов смещен на отстающих. Только вот сделать с этим ничего нельзя. Даже если у ребенка двойки в табеле, его все равно переводят в следующий класс с «хвостами». Но условно.
«Неуспевающие дети, имеющие одну или более задолженностей, должны ликвидировать их до конца лета. Обычно сдать предметы можно в августе», — продолжает Светлана Николаевна.
Но бывает и так, что и новый учебный год школьник начинает с тянущимися с конца весны хвостами.
Как рассказала директор школы №18 Ирина Марутина, в случае, когда отставание в программе сохраняется, академическая задолженность продлевается на следующий учебный год. А если ребенок так и не сдает долги, то приходится уговаривать родителей перевести его либо на домашнее обучение, либо в другую школу.
Когда можно
Еще одна проблема для обнинских школ — инофоны. Русский язык для них — не родной. Поэтому некоторые дети не могут освоить даже школьную программу начальных классов. Как рассказал директор школы №4 Владимир Светлаков, в таких случаях школа сохраняет за собой право оставить ребенка на второй год. Но прежде педагоги всегда проводят беседу с родителями: «Мы просим родителей написать добровольное заявление на повторное прохождение образовательного курса, — объясняет Владимир Борисович. — В случае, если нам не идут навстречу, оставляем на второй год без согласия».
При советской системе образования, которая оценивалась на высоком уровне во всем мире, существовали способы, чтобы дистанцию между успевающими и догоняющими сократить — работали вечерние школы, благодаря работе которых дети, как отстающие, так и успевающие, получали максимум качественных знаний и не мешали друг другу учиться. Сегодня же все изменилось. От учеников требуют высоких результатов на экзаменах, от школы — высоких рейтингов. А вот правовая база к этому не располагает.