Тренировка для умников
Как рассказывают директора школ, в первом этапе (школьном) стремятся участвовать фактически все ученики. При этом многие ребята пробуют себя сразу в нескольких предметах — хотят попробовать свои силы.
Но, конечно, первая большая цель у участников олимпиады — пройти на региональный уровень. Это соревнования по 24 дисциплинам. Школьники показывают свои знания по самому широкому спектру предметов — от физики и математики до иностранных языков, в том числе китайского и испанского, от химии и биологии до экономики и экологии.
В прошлом учебном году почти треть всех участников регионального этапа были из Обнинска. Если приводить конкретные цифры — это 525 школьников. И с каждым годом это число растет. Как наши ребята добиваются таких результатов?
«Есть тренировка — будет и результат, — отмечает директор ФТШ Елена Сенина. — Мы у себя создаем все условия для работы. К слову, не стоит думать, что ребята занимаются с репетиторами. Такой помощью олимпиадники не пользуются — она бесполезна. Они работают со своими учителями — у нас есть специальный проект «Путь к Олимпу». Большую образовательную поддержку оказал и бизнес. Городу помогли пригласить высококлассных педагогов по точным наукам. С обнинскими школьниками работали тренеры из топовых вузов России. Например, по информатике ребятам помогал преподаватель из «Иннополиса» — центра информационных технологий и инноваций в Казани. А по математике и физике — специалисты из МФТИ. Ребята занимались даже на летних каникулах».
А в Гимназии, например, рассказывают, что у них появилась добрая традиция: к олимпиадной подготовке подключаются выпускники прошлых лет. «Они сами предлагают нам свою помощь в подготовке к Всероссийской олимпиаде. И такая поддержка бесценна, — рассказывает замдиректора Гимназии Антонина Юдакова. — Так, бывшая ученица, которая сейчас работает на филфаке МГУ, приезжала к ребятам, чтобы «подтянуть» их по древнерусскому — ведь такой дисциплины в школьной программе нет, хотя на высших этапах олимпиады такие вопросы встречаются. А студент МФТИ решал с восьмиклассниками зубодробительные задачи по математике».
А вот в «Обнинском колледже», ученица которого в прошлом году стала участником заключительного этапа ВсОШ, говорят об индивидуальном подходе к каждому ученику. Как отмечает директор школы Анна Назарова, возможности для этого есть. Сама школа немногочисленная. Так что у педагогов хватает и сил, и времени на дополнительные занятия.
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Когда стоит начинать готовиться к олимпиадам?
Арина Лужецкая, призер заключительного этапа всероса по химии, 11-й класс ФТШ: «К олимпиадам стоит начинать готовиться хотя бы за год до ихначала, а вообще все зависит от уровня сложности.
Я участвую в олимпиадах, чтобы углубиться в предмет, но в процессе появляется еще и спортивный интерес. Призерство ВсОШ дает возможность поступления в вуз без экзаменов, также в Обнинске дают большие премии, 150 000, чему я, конечно, рада».
Есть ли у вас система подготовки к интеллектуальным соревнованиям?
Елизавета Семилетова, двукратный призер заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, выпускница Гимназии: «Больше всего на олимпиаде мне помогал общий кругозор. Чем больше читаешь, интересуешься иностранными языками, замечаешь интересные слова и фразеологизмы, тем лучше. Вообще, общаясь с другими ребятами, я поняла: для олимпиады по русскому важен не объем заученного материала, а творческое, живое отношение к языку, как к чему-то гораздо более интересному, чем «ЖИ-ШИ пиши с буквой И».
Как все успеть — и к олимпиаде подготовиться, и по школьным предметам «не просесть»?
София Пронкевич, участник заключительного этапа ВсОШ по химии, 11-й класс ФТШ: «Времени, действительно, иногда не хватает, особенно в период усиленной подготовки перед олимпиадами, поэтому важно иногда делать перерывы в учебе. Неправильно заниматься чем-то одним, должно быть хобби, должно оставаться время, чтобы проводить его с семьей и друзьями. (Например, я люблю плести из бисера, рисовать, слушать музыку, читать)».