Физики и лирики
Школа № 17 давно перешла за свою предельную мощность в 1 100 человек. В этом году туда придет более 1 500 ребят. В начальной школе — 20 (!) классов. Чтобы всех разместить, пришлось переделать кабинеты ОБЖ, ИЗО, часть методических и административных помещений. «Но хорошо, что для всех классов получилось найти учителей начальной школы, и нам не придется делать предметные классы (это когда у малышей нет своего учителя, а к ним приходят разные педагоги — прим. авт.), — с облегчением вздыхает директор Светлана Чубарова. — Но у нас не хватает учителей математики, музыки, ИЗО, психолога. Куда только мы ни обращались — ни единого отклика».
Схожая ситуация и в других крупных школах. Например, в лицее «Держава» очень ждут математика, физика, преподавателя русского языка. В школе № 18 — учителей информатики и русского.
«За этот год к нам пришли 19 новых педагогов, — рассказывает Ирина Марутина, директор школы № 18, где учатся более 2 000 детей. — Устроили много молодых преподавателей — например, 8 учителей для начальной школы выпустились из колледжей Калужской области и пришли к нам. Есть и опытные кадры. Нашу школу выбирают учителя, которые, например, переехали в Заовражье и хотят работать поближе к дому».
Зарплаты и льготы
Может, в школы не идут из-за низкой зарплаты? «Не такая она и низкая, — продолжает Чубарова. — У нас учителя получают от 40–50 тысяч рублей. Это средние показатели, которые отличаются в разных учреждениях в зависимости от наполняемости классов и групп, часовой нагрузки, внеурочной деятельности, категории».
Помогает и город. Например, есть компенсация за поднаем жилья. Кроме того, с этого года местные власти ввели новые меры поддержки — 10 тысяч рублей дополнительных выплат молодым специалистам, а также стипендии студентам-целевикам, которые придут в школы Обнинска.
Так, может, у нас плохо ищут педагогов? Директора школ как один заявляют, что это не так — свободные вакансии они обязаны закрывать, чтобы обеспечить образовательный процесс. Но есть нюансы: из года в год появляются новые требования, вводятся новые программы, есть нагрузка по воспитательной работе, а отчетность просто зашкаливающая.
«А альтернатив для выпускников педвузов, да и опытных педагогов, сейчас очень много, — считает директор «Державы» Оксана Копылова. — Безусловно, везде очень востребованы репетиторы. Также есть множество вакансий в сфере частного образования, например, на онлайн-платформах. И мы с таким случаем столкнулись. После собеседования кандидат выбрала именно тот путь. Понять можно: нагрузка существенно меньше, доход больше».