Белоусово — самая болевая точка
Это общая картина, а вот отдельные, но очень яркие «мазки» из Жуковского района. Родители учеников жуковской школы № 1 перед началом учебного года сами стали искать преподавателя — кинули клич в соцсети. Их учительница уволилась, класс распределили по двум оставшимся, в каждом оказалось по 38 человек. А в жуковской школе № 2 из-за такой же проблемы один класс малышей перевели на учебу во вторую смену, хотя это и не по правилам — такой режим возможен только для средней и старшей школы.
Но особенно сложное положение в Белоусове. Обе городские школы переполнены. Еще два года назад губернатор Владислав Шапша обозначил сроки строительства новой, назвав 2024 год.
И действительно, зимой под школу вырубили лес. Но с тех пор никаких движений на участке нет — на образовавшемся поле растут одинокие подсолнухи… А где же школа? Власти района дают официальный комментарий: сроки строительства не определены. При этом ученики уже настолько не вмещаются в два существующих учебных заведения, что приходится развозить детей в три соседних сельских школы: Чубарово, Истья, Машково. Даже вторая смена в белоусовской школе № 2 не спасает положения.
Хрупкое равновесие
По данным областного Минобра, в Калужской области во вторую смену учатся 6% детей. Это ниже, чем в среднем по стране — 15%. Вот только большинство учебных заведений со второй сменой сосредоточены как раз в северном регионе.
К слову, в этом году Обнинск в очередной раз оказался буквально в шаге от введения второй смены. Две новые школы — 17-я и 18-я — переполнены… Например, 17-я рассчитана на 1 100 учеников, а по факту в ней учится почти на 500 больше. Родителям предлагают устраивать детей в другие школы наукограда, где есть место, но те отдают предпочтение новым стенам.
Сгладить ситуацию в некоторых школах, как, например, в школе № 17, пытаются с помощью «ступенек»: у учеников разное время начала занятий, кто-то идет на первый урок уже в 8 утра, другие — в 9 или 10.
Так что же, в следующем учебном году нас ждет вторая смена? Как заверяет вице-мэр по вопросам образования Татьяна Волнистова: «Пока придерживаем эту идею. Площади в новых школах позволяют набирать большое количество детей. Но, конечно, родители волнуются, что в одном классе у нас сейчас более 30 учеников».
Сама она, впрочем, ничего критичного в переполненных классах не видит: «40 детей в классе — не редкость для времен моего детства. Возможно, придется вернуться к прежней парадигме преподавания. Благо, опыт обнинских учителей позволяет проводить образовательный процесс качественно».
Сложности перевода
Вот только, ссылаясь на советские времена, вице-мэр оставляет за скобками разность условий. В советской школе преподаватель не оставался один на один с практически неразрешимой проблемой: как учить 40 человек, половина которых с трудом понимает русский язык? А для современных учителей и родителей это очень больной вопрос… И опять-таки, речь обо всем северном регионе области, где сосредоточилось наибольшее в Калужской области количество мигрантов.
«Мой внук учится в белоусовской школе № 1, перешел в третий класс, — рассказывает читательница. — Там соотношение коренного населения и инофонов 50 /50, а в параллельном классе приезжих еще больше, их примерно 2/3. Учитель вынужден тратить урок на то, чтобы хоть что-нибудь донести до мигрантов, на остальных детей физически не хватает сил и времени. Так что, по сути, программу осваиваем сами, дома».
Проблему эту не понаслышке знают в большинстве школ региона. Неудивительно, что родители стараются устроить ребенка в класс, где количество приезжих минимальное. Неочевидный, но результативный путь — запись в православный класс. В Обнинске они работают уже пять лет в четырех образовательных учреждениях — школах № 1 и 9, лицее «Держава» и в детском саду «Дюймовочка». По понятным причинам детей сюда отдают родители, ориентированные именно на православные ценности, а не на мусульманские. И приезжих там практически нет.