Конечно, совсем новым предмет не назовешь — уроки труда были обязательными в советское время. В последние годы школьники занимались чем-то подобным на технологии. Но федеральные чиновники от образования приняли решение: взять самое ценное из старого и добавить нового, современного. Главная задача при этом — привить детям любовь к труду. Что вышло на практике?
«Пока мы только нарабатываем опыт, — комментируют в управлении образования Обнинска. — Рекомендовано несколько обязательных модулей — от работы с продуктами до робототехники и 3D-моделирования. Также есть модули по выбору, специфические, как например, растениеводство. При этом каждая школа может «настроить» модули под свои нужды и возможности, что, собственно, и сделано. Это если речь идет о ребятах старших классов. А для младших школьников фактически ничего не меняется».
Зачем так много модулей труду
Директор школы № 17 Светлана Чубарова отмечает, что нынешняя концепция во многом повторяет программу технологии, которую там преподавали и раньше. В ней уже были и робототехника, и черчение, и вариативные модули кулинарии. «Благо, школа у нас новая, и мы могли воплотить все эти начинания на практике, — продолжает Чубарова. — Есть токарные станки, 3D-принтеры, швейные мастерские. А теперь еще будем работать и с беспилотными системами».
По мнению руководителя Технического лицея Ирины Строевой, продуктивность этой концепции зависит от того, какую цель ставит перед собой школа: «Важно, что все модули ориентированы на современные потребности экономики. То есть на уроках труда будет также проходить профориентация, что в нынешнее время очень важно. Ученики смогут не только научиться самообеспечению — приготовить что-то для себя, гвоздь в стену вбить, но и поучиться IT-технологиям или робототехнике».
А вот в ФТШ новый предмет постарались максимально подстроить под требования, которые выдвигают технические вузы — именно туда стремятся ее выпускники. Основной упор — на информационные и автоматизированные системы. Директор Елена Сенина говорит, что нельзя придумать и сконструировать собственного робота, не занимаясь 3D-моделированием, черчением, информатикой, обработкой материалов и т.д: «По сути, формируется инженерная образовательная модель предмета и одновременно возрастает его престиж».
И азы домоводства никто не отменял |
Программа перегружена
Родительская же общественность с таким подходом не совсем согласна. «Меня смущает набор модулей, каждый из которых заслуживает отдельного внимания, — говорит член одного из родительских комитетов города Елена Тарасова, чей сын пошел в 9-й класс. — Дети получат весьма поверхностное представление о каждом из модулей. Труд как предмет изначально подразумевал, что ребенок сможет что-то сделать своими руками, довести свой замысел до конечного результата. Мы же вносим в это понятие все что угодно, кроме изначального посыла».
Другим родителям непонятно отсутствие гендерного разделения. «Возможно, это все в духе веяний времени, но одинаковая программа для девочек и мальчиков, на мой взгляд, неразумна, — считает Ирина Сулимова (ее дочка перешла в 8-й класс). — Логично, чтобы девочки шили, а мальчики гвозди вбивали».
Справятся ли школы?
Самым сложным эксперты считают практическую реализацию программы всех модулей предмета труд. Не в каждой школе получается реализовать весь спектр модулей. Как поясняют в управлении образования, «включат» кооперацию. Например, не получается учить в родных стенах робототехнике — можно отправиться в Технолаб.
«Пока не во всех наших образовательных учреждениях на 100% готова материальная база, — констатирует Ирина Строева. — Кроме того, есть и кадровые вопросы. В любом случае, программа пока лишь проходит апробацию на практике. И говорить о плюсах и минусах нового предмета логичнее будет в конце учебного года».