Что сказал Мединский
Образование в школе должно быть сокращено, столько учиться — непозволительная роскошь. Профподготовку начинать надо раньше, и даже «вышку» пора бы «спрессовать во времени». Вообще, в образовании «все будет раньше и быстрее».
С таким заявлением неожиданно выступил историк, экс-министр культуры и помощник президента Владимир Мединский. Чем вызвал самую разную реакцию на всех этажах общества — от всплеска сарказма и недоумения до поддержки инициативы. Но главное — равнодушными его слова не оставили никого. И у многих заявление Мединского вызвало когнитивный диссонанс: мол, нам внушали, что трудно и долго созидаются плоды просвещения. А выходит, что все не так. Ученье — спорт: быстрее, выше, сильнее.
В Кремле призвали не торопиться с выводами. Как отметил Дмитрий Песков, «пока это экспертная дискуссия. Вы знаете, что существуют различные точки зрения об уплотнении образовательного процесса. Есть специалисты с доводами и за, и против. Но, безусловно, это дискуссия более чем оправданная», — сказал он.
На работе вас научат
Председатель регионального Совета молодых ученых, руководитель проектов по устойчивому развитию ФЭИ Дмитрий Калякин считает, что нынешняя школьная программа слишком растянута. В условиях дикой нехватки кадров во всех отраслях экономики надо усилить профориентацию. И желательно это делать не под конец школы, а намного раньше.
«Уже в 6–7-м классе ребенок должен понимать, кем он хочет стать в будущем. А пока же школьники и к концу обучения порой не имеют четкого представления о будущей профессии — нередко, например, поступают туда, где по баллам ЕГЭ проходят. А потому не редкость, что даже к окончанию школы ребята теряются при выборе профессии, — отмечает он. — Необходимо большее участие в реальных производственных практиках. Да, сейчас этому вопросу уделяется все больше внимания. Так, сотрудники ФЭИ ходят по школам. Они просто и понятно рассказывают ребятам о науке. Мы надеемся таким образом заинтересовать ребят сферой научных исследований, чтобы в будущем они стали нашими коллегами».
Об этом же говорит и директор по развитию завода «Сигнал» Вадим Моисеев. Он считает, что задача школы — создать прочный фундамент базовых знаний, а всему остальному молодежь научат на предприятии.
«Сокращение сроков обучения хорошая идея, при условии, что будут разработаны новые программы обучения, — отмечает Моисеева. — И самое важное (применительно к старшим классам и всему сроку обучения в вузах) — необходимо перейти к формату обучения — от теории к практике.
Т.е., к примеру, учебник по схемотехнике — это хорошо, а вот электротехническая лаборатория или класс на базе школы или вуза/суза — еще лучше. Лаборатория, во‑первых, интереснее, чем учебник, а во‑вторых, быстрее объяснит тот или иной раздел программы обучения. Таких лабораторий или классов должно быть построено десятки тысяч по всей стране».
Родина рабочих зовет
А вот в педагогической среде слова Мединского восприняли по-другому. Во-первых, директора школ просто растерялись: как это так, взять просто и урезать продолжительность образования? Это, по их мнению, грандиозная образовательная реформа, которая требует самого серьезного анализа — от разработки новых образовательных программ до общего экономического эффекта. При всем при этом педагоги едины во мнении: если взять рецепт Мединского, мы можем потерять в качестве образования.
«Многие наши ученики после 9-го класса покидают школу. То есть «хорошисты» и «отличники» переходят в 11-й класс, а троечники предпочитают начать осваивать рабочие специальности. И если мы пойдем по пути «спрессовки» образования, важно не потерять качество. Ведь без образованных людей не достичь высоких показателей. А именно этого сейчас требуют предприятия», — считает директор малоярославецкой школы «На заре» Георгий Бобылев.
Спрессовать-то не долго, а за последствия кто потом ответит?
Обнинские педагоги также уверены, что решение проблемы с нехваткой рабочих рук лежит несколько в иной плоскости, чем только лишь ранняя профориентация в школе.
«Просто так огульно говорить, что надо сокращать сроки обучения, на мой взгляд, это непрофессионально, — считает директор ФТШ Елена Сенина. — Правильнее было бы обратиться к профессиональному сообществу и спросить, что сделать для того, чтобы эту проблему решить».
А директор лицея «Держава» Оксана Копылова отмечает инфантильность нынешних подростков:
«Я боюсь, что, сократив программу на год, мы получим выпускников, которые в итоге будут не подготовлены к жизни, — говорит директор лицея «Держава» Оксана Копылова. — Глобальная проблема в том, что выпускники 11-го класса, к сожалению, не понимают и не стремятся понимать, чем они будут заниматься, не в пример тому, как это было лет 20 тому назад. Они инфантильны, не понимают, что такое личная ответственность, их мечтания лежат лишь в области потребления. Вот как раз эти проблемы необходимо исправлять».
…И, в принципе, именно об этом, правда, разными словами, говорят все эксперты, к кому мы обратились. Сегодня в обществе стоит одна большая задача — вырастить ответственную молодежь, целеустремленную, готовую принимать решения. Как это сделать — большой вопрос. И именно он — ключевой в повестке дня как школ, так и предприятий. Уменьшением количества часов химии, истории или литературы он точно не решается.