Язык до школы доведет

Автор: 20 мая 2025 1265
В среднем в области 6% школьников — мигранты. Но в ряде школ этот показатель доходит до 20% В среднем в области 6% школьников — мигранты. Но в ряде школ этот показатель доходит до 20%

4 июня в Обнинске пройдет первый экзамен по русскому языку для детей мигрантов. Без сертификата о знании языка — ни шага в класс

В городе определены две площадки: «Держава» и школа № 5. Новые правила действуют по всей стране, правда, они распространяются только на вновь поступающих учиться детей. Но даже с такими ограничениями — готовы ли к ним семьи мигрантов и российская система образования?

Тест на выживание

Теперь дети-иностранцы обязаны подтвердить, что умеют говорить по-русски. Вроде логично: без знания языка учиться невозможно, это должны понимать и дети, и родители. Но первые цифры сбивают с ног: по стране из 1 762 заявившихся на тест допущены только 335, а сдали — всего 27, то есть 1,5%! В Калужской области из 89 желающих допущены лишь 12. Никакого заговора здесь нет, причина до банального проста: родители сдающих не смогли предоставить нужные документы.

Что с остальными? Их просто не пустят в школу. Это значит, что дети останутся без обучения — до тех пор, пока не выучат язык. Где и как им учиться в этот период — пока вопрос без ответа. И он содержит в себе две стороны. Плюс в том, что наши дети получат наконец внимание учителя, который прежде должен был биться с непониманием приезжих. Минус — эти приезжие выпадут из процесса ассимиляции, а к чему это ведет, мы видим на примере Европы.

Учеба как бремя

На Обнинск легла значительная часть миграционной нагрузки в Калужской области. К нам охотно едут из стран Средней Азии, и именно наши школы сталкиваются с проблемой напрямую.

Директор школы № 5 Лина Терешатова говорит честно: «Раньше всех принимали, вне зависимости от знания языка. Теперь хоть какая-то система».

До сих пор же школы действовали по принципу «как можем». В пятой, например, организовывали дополнительные занятия, кружки, привлекали волонтеров-билингвов: мигранты, овладевшие русским языком, помогают своим соотечественникам, которым это дается сложнее.

Но есть и другая сторона — много детей, которые учатся лишь формально. Часто это девочки, которых приводят «доучиться хотя бы до 8 класса, чтобы выдать замуж». Учителя говорят об этом тихо, но с тревогой. Школьная программа требует усилий, вовлеченности. Без языка и без цели остается безрезультатное сидение за партой. Система, по сути, вынуждена тащить то, что должна решать семья.

Между сроками

Тест можно пересдать, но только через три месяца, а в случае повторного провала — ждать год. Что будет с ребенком между этими попытками, непонятно. Предполагается, что появятся специальные подготовительные образовательные центры, где таких детей будут обучать до нужного уровня. Но конкретных решений на федеральном уровне еще не принято. Между тем губернатор Владислав Шапша считает, что вопрос должны урегулировать за счет семей приезжих: почему мы должны тратить ресурсы на их обучение русскому, тогда как во всем мире это забота самих иммигрантов?

По словам губернатора, в среднем в области 6% школьников — мигранты. Но в ряде школ этот показатель доходит до 20%. При этом у многих родителей российское гражданство, полученное, например, по программе переселения соотечественников, — а дети продолжают говорить на родном языке и не могут вписаться в школьную среду.

Жесткая рука

Власти уже высказываются предельно жестко: «Дети, трижды не справившиеся с тестом, должны возвращаться домой». И в этом есть резон. Первичное обучение русскому языку — задача родителей или, в крайнем случае, платных репетиторов.

Член Совета по правам человека Кирилл Кабанов уверен: приезжие дети не должны мешать учебному процессу и становиться угрозой для российских школьников. «Губернатор Крыма Аксенов, например, решил бороться с первопричиной и дал команду подготовить законопроект, запрещающий трудовым мигрантам привозить с собой семьи и родственников, что вселяет надежду, — рассуждает Кабанов. — И, безусловно, это предложение мы можем только поддержать».

Сама идея не нова. Такой подход работает в других странах. В Турции, к примеру, давно отказались от модели «приехал всей семьей — живи за счет государства». И проблем с нелегальными мигрантами, криминальными схемами при получении гражданства, огромными соцвыплатами многочисленным членам семей мигрантов практически не возникает. Наконец, подобные инициативы начинают обсуждаться и в России. Не так давно депутат Госдумы Геннадий Скляр заявлял: «Нужно срочно менять систему найма мигрантов — брать рабочих без семей, с обязательным возвращением домой по окончании контракта. Иначе ситуация и в школах, и на стройках будет только усугубляться».

Мост или барьер?

4 июня — лишь первая дата в календаре перемен. До начала учебного года остается три месяца. У тех приезжих, кто хочет, чтобы ребенок пошел в школу, есть выбор: найти преподавателя, собрать документы, выучить язык. Или остаться вне игры.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены