Без нафталина: как учитель конкурирует с интернетом. И побеждает

Автор: 31 января 2023 668
Оксана Копылова и стобалльники по химии Оксана Копылова и стобалльники по химии

Директор лицея «Держава» Оксана Копылова, кажется, успевает буквально все: лицей в прошлом году стал «Лучшим образовательным учреждением Калужской области», здесь же разработали уникальную для России программу адаптации детей-инофонов, а сама Оксана Николаевна лично подготовила двух стобалльников по химии. За эти достижения Оксану Копылову и выдвинули на конкурс «Человек года».

На всю Россию

В Обнинске, наверное, не найдется школы, где бы не бились над решением проблемы обучения детей-инофонов. Как дать знания тому, кто не знает русского языка и культуры? Да это же нереально! Опыт «Державы» показывает: реально все. С этого года лицей — официальная обучающая площадка для педагогов со всей России, которые тоже будут работать по программе адаптации детей-мигрантов.

«Мы создали многомерную систему контроля, — говорит Оксана Копылова. — Мало оценить «на входе» уровень владения русским языком, надо мониторить динамику постоянно, в течение учебного года. Также в режиме реального времени мы следим, как меняется отношение к обучению не только у самого ученика, но и у его родителей. Итог — выявление семей с так называемым «отрицательным профилем». Тех, кто пока не настроен приспосабливаться к условиям жизни в России».

Выявили, зафиксировали — ребенок в жизнь класса, увы, не вписался. А что делать с этим фактом дальше? «Мы умеем работать с так называемой повторной неуспешностью, — говорит Оксана Николаевна — Конкретные цифры называть не буду, скажу только, что среди этих учеников есть и приезжие, и коренные обнинцы. С согласия родителей детей направляют на повторное прохождение программы за тот же класс».

Главное — впечатления

И тут мы подходим к еще одному «краеугольному камню» современной школы — отсутствию мотивации. Жалобы «дети постоянно в телефонах сидят, учеба их не интересует» слышатся отовсюду. О каких уж тут хороших оценках может идти речь, до тройки бы «доползти».

«Главное — впечатления, — говорит Оксана Копылова. — Ребенок должен каждый день запоминать какое-то событие, связанное со школой. Оно может быть разного масштаба. От огромного — когда вся школа, 1600 человек, поет на футбольном поле «День Победы». Или самого маленького, глубоко личного. Но это именно событие. Тогда будет интересно, и учеба не превратится в тяжкую повинность».

Создать эти впечатления — одна из основных задач учителя. «Стать интересным — цель любого педагога. Мы конкурируем с интернетом, и, чтобы передать ученикам знания, побеждаем его притягательность. У каждого свой способ этого добиться. Главное, как я всегда говорю, «не источать запах нафталина» и идти в ногу со временем».

«Мой любимый Учитель»

В минувшем году у «Державы» три стобалльника по химии, и двоих из них подготовила лично Оксана Копылова. Причем обе девочки еще в 8-9-ом классах были твердыми хорошистами. А за два года сделали резкий рывок.

«Раз в четыре года мы выпускаем классы параллельно с моим любимым наставником и подругой Натальей Павловой, учителем химии ФТШ, — рассказывает Оксана Николаевна. — Я была ее ученицей, а когда стала молодым учителем в гимназии, Наталья Степановна снова была рядом. И вот теперь каждые четыре года мы снова заняты одной и той же работой — подготовкой своего класса к ЕГЭ. Сразу скажу — здесь нет никакого соревнования, ни грамма ревности. Это огромное счастье — работать со своим любимым человеком».

...Оксана Копылова готова делиться профессиональными секретами с коллегами и всеми, кому они интересны. Вот только для того, чтобы «взять и повторить», надо быть Оксаной Копыловой — человеком с несгибаемой волей и огромной энергией. А этому научиться нельзя.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены