От «Истории» до «Порога»
Свой первый спектакль Вера Петровна поставила в Обнинске в 1961-м — «Иркутскую историю» Арбузова. Последний — в 2016-м — «Порог» Дударева. Вдумайтесь — 65 лет она руководила театром. 65! Да разве в числе лет дело, хотя и в нем тоже — наверняка, это мировой рекорд. Бескова — одна из тех, кто и есть Обнинск. Его смысл, совесть и честь.
Символично, что Вера Петровна начала спектаклем по очень сложной пьесе. Смотреть, как говорят, было до мурашек пронзительно. Так и закончила — тяжелым размышлением о сути русской жизни. Когда после финала — минута тишины, а уж потом — аплодисменты. Со слезами.
На премьеру своего последнего спектакля «Порог» она пришла. Ей было очень тяжело физически — больные ноги еле передвигались. Больше в театр не приходила. Актеры еще несколько раз сыграли спектакль без нее. Она умерла после своей последней премьеры почти через четыре года. Ее не забывали. Звонили, навещали. Староста труппы Владимир Жарский в буквальном и переносном смысле «держал руку на пульсе».
Вот и все, Веры Петровны больше нет. А ее театр — есть. И еще несколько театров. Бескова сделала Обнинск театральным городом. И даже больше — городом культуры.
Последние аплодисменты
Гроб с телом Бесковой вынесли из Городского дворца культуры под аплодисменты и крики «браво». Такова театральная традиция — провожать артиста в последний путь овацией, в чем заключается великий смысл.
На гражданской панихиде было произнесено много речей. Вице-мэр Татьяна Попова отдала дань уважения: «Вера Петровна была великим режиссером, великой актрисой, великим педагогом». Актеры ее театра, которым уже за 70, называли себя «детьми Бесковой»: «Мы осиротели». Многие плакали.
Вся жизнь — театр
Вера Петровна репетирует. 60-е годы
Она приехала в Обнинск вовсе не новичком. За плечами было Горьковское театральное училище, работа в Мурманском драмтреатре, несколько постановок.
Драмкружок ДК ФЭИ принял ее настороженно, мол, не таких видали. Но как-то очень быстро возникло взаимопонимание — она стала почти как дождь после засухи. И к ней потянулись. О, как она была требовательна и строга! А соответствовать ей было в радость. Как результат — громкий спектакль по пьесе Брехта «Матушка Кураж и ее дети». 1-е место на Всесоюзном смотре народных театров. И в 1964 году спектакль идет в прямом эфире Второй программы Центрального телевидения. Для тех, кто мало знает о том времени — на всю страну было только два ТВ-канала! И попасть «в телевизор» было сродни какому-то чуду. Обнинск тогда прилип к экранам своих «Рекордов» и «Рубинов» — ну надо же, наших артистов показывают!
В 70-е годы — спектакль «Синие кони на красной траве» — как выстрел. Его даже пытались запретить — о Ленине как-то не канонично. Но признание — на высочайшем для любительского театра уровне — звание лауреата Всесоюзного фестиваля. И гастроли по всем «атомным» городам.
80-е годы — точка наивысшего подъема. «Жестокие игры», спектакль с рок-группой Арзамасцева — на мой взгляд, вершина режиссерского творчества Бесковой, никем в Обнинске не превзойденная, шедевр.
В том спектакле взошла звезда Аллы Косинской. «Она сделала нас, всех актеров народного театра, счастливыми, — говорит сейчас о Вере Петровне знаменитая обнинская актриса. — Потому что выходить на сцену — огромное счастье». Вера Петровна сделала счастливыми не только актеров — зрителей тоже.