Преподаватель ДШИ №1 по классу гитары получил премию Правительства РФ

Автор: 11 октября 2022 844
Преподаватель ДШИ №1 по классу гитары получил премию Правительства РФ

Подобный конкурс проводился в стране впервые и именно обнинский педагог первым в Калужской области получил это признание.

Александр Палий учит обнинских ребят игре на гитаре уже 34 года. И то, что его признали одним из лучших преподавателей детских школ искусств в стране, — закономерный результат многолетней кропотливой работы педагога. В послужном списке его учеников более 100 лауреатских дипломов на конкурсах всех уровней — от городских до международных. Кроме того, ученики Александра Палия не раз получали гранты, премии и стипендии за особые способности и высокие результаты в области культуры и искусства. Мы пообщались с Александром Владимировичем, чтобы узнать, в чем секрет его успеха.

Музыка и психология

Помимо музыкального образования у Александра Палия есть еще и диплом психолога. «Знания по психологии, особенно детской, — мое важнейшее подспорье на занятиях, — признается педагог. — Многие удивляются: как могут быть связаны музыка и психология? Отвечаю: связаны и очень тесно. Мышление человека формируется через речь. В своей работе я постоянно пользуюсь этим постулатом — прошу ученика озвучивать все возникшие трудности. Например, если мне нужна определенная композиция пальцев, прошу озвучить эти пальцы во время игры. Активизируются центры, которые отвечают за память, мышление. И это работает на 100%. Также, если мне нужно объяснить какой-то материал, я прошу ученика своими словами рассказать, как он понимает, что я требую от него. Через речь мы гораздо быстрее приходим к результату».

«Психология говорит нам, что эффективность обучения напрямую зависит от мотивации. И это я стараюсь использовать. Очевидно, что главный двигатель учебного процесса — интересная музыка. В общении с учениками мы совместно подбираем репертуар. «Я приношу на урок стопку нот и играю их. Ученика прошу прослушать и выбрать две-три наиболее понравившиеся пьесы. Потом мы обсуждаем его выбор и таким образом приходим к консенсусу», — рассказывает учитель.

Также Александр Палий сам пишет музыку для своих учеников. Его сочинения завоевывали лауреатские дипломы на нескольких международных конкурсах композиторов.

Музыка — это не спорт, но…

Немногие знают, что гитара — один из самых сложных музыкальных инструментов. Со стороны может показаться, что играть на ней проще простого, особенно когда она в руках мастера, но это впечатление обманчивое. Игра на гитаре — это ежедневный труд, и чтобы научиться по-настоящему играть на ней, нужны трудолюбие, усидчивость, концентрация. «В игре на гитаре многое — от спорта. Это развитие волевых качеств, самодисциплина, умение ставить цели и достигать их — все это обязательно пригодится ученикам в жизни, в их будущей профессии», — подчеркивает педагог.

«Но музыка — это отнюдь не спорт! Музыка должна развивать личность ребенка, способствовать его духовному росту, помогать ему внутренне меняться, совершенствоваться», — завершает свою мысль Александр Владимирович.

Музыка и игровая форма занятий

Но усидчивость и концентрация — это о взрослых. Но ведь у Александра Палия есть и ученики 6-7 лет. Попробуй, заставь дошкольника концентрироваться в течение часа на чем-то одном. Тут и начинается настоящее мастерство педагога. «Во-первых, дошкольнику всегда нужно давать отдых в течение урока, переключать внимание, даже если это что-то, не относящееся к гитаре, — делится своими секретами преподаватель. — А чтобы превратить отрывок музыкального произведения в упражнение для семилетки, в ход идут образные сравнения, фломастеры, смайлики — нотная тетрадь превращается в настоящее «произведение искусства». Цвет и символы говорят о задачах, которые ученик должен выполнить».

Еще один прием — игровая форма общения с учеником. Например, учитель вдруг становится «инспектором ГИБДД», а ученик — «водителем, который любит нарушать правила». И во время игры на гитаре нерадивый «водитель» вдруг слышит строгий голос «инспектора»: «Гражданин, вы нарушили правила, извольте вернуться к началу пьесы». Ученик начинает играть заново, опять доходит до того же «пропускного пункта», опять «нарушает правила» и тут уже окончательно понимает, что проехать дальше не получится без выполнения поставленной педагогом задачи. «Игровая форма позволяет быть с ребенком на одной волне, а уроку — не быть скучным», — объясняет Александр Палий.

Ну, а главный секрет успеха обнинского педагога — это любовь к музыке, к своей профессии и к детям. «Все дети разные, каждый из них — индивидуальность, личность, у каждого свой внутренний мир. Главное — подобрать волшебный ключик к душе каждого ребёнка», — говорит Александр Палий.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены