На картинах художника Обнинск и окрестные города, с одной стороны, предельно узнаваемы, но в то же время дают простор фантазии зрителя. Сейчас в Обнинске можно видеть мини-выставку работ Юрия Шерова — его картины выставлены в кофейне «Про Кофий».
Котик как центр вселенной
Корр. А почему выбрали именно такой формат?
Шеров. Выставки в музеях и картинных галереях нужны для престижа, но они более формальны. Зритель сейчас немножечко ленивый, идти на встречу с искусством он, конечно, может, но лучше, чтобы искусство само к нему пришло. Это мини-выставка, и я отобрал для нее картины по самому простому признаку — по размеру. Так уж получилось, что маленькие работы у меня, в основном, про животных — коты, собаки.
Корр. На некоторых картинах коты выглядят огромными по сравнению с людьми, а пес — практически Чудо-юдо рыба-кит, на нем целую деревню можно построить. Как вы выбираете пропорцию, в которой смешиваете правду и вымысел?
Шеров. Вокруг одной из моих последних работ, которую я написал ко Дню десантника, в сети разгорелась дискуссия. Некоторые говорили — мол, неправда это все, наши обнинские десантники в фонтанах не купаются. Даже обиделся кто-то. А я просматривал множество фотографий с празднования Дня десантника по разным городам — было там и купание в фонтане, и дружеские посиделки за бутылочкой, и многое другое. Писать по каждому отдельному эпизоду картину — это как-то немного странно, понятно, что я объединил все в один сюжет. И поместил «на обнинскую почву» — в наш фонтан. С другими работами происходит примерно такая же история — места узнаваемы, везде есть характерные только для нашего города приметы, но это же все-таки не фотография...
Корр. А люди себя узнают?
Шеров. Да, бывало такое. Но чаще всего, все-таки, герои картин тоже собирательные. Хотя есть и работы, вдохновленные конкретными людьми, и именно они там и изображены. Меня частенько просят — мол, нарисуй меня. Но по заказу не получается, вначале замысел картины должен родиться.
Еще одна фантазия на тему Дня десантника и купания в фонтане
Знаковые места
Корр. Ваши картины вызывают приятное чувство легкой ностальгии — мол, вот это же наше детство, мы в этом дворе гуляли. А какие места, с вашей точки зрения, знаковые для Обнинска?
Шеров. Пожалуй, один из самых популярных у зрителей сюжетов — сцены в кафе «Снежинка». Они всегда заходят на ура. Когда-то в Обнинске кафе можно было по пальцам пересчитать, и практически каждый житель города старше сорока хоть раз, да ел в «Снежинке» мороженое. Только мне уже, честно говоря, немного надоело — сколько можно ее рисовать? Благодарная тема — обнинские дворики. Они тоже очень характерные, и совсем рядом — сверни с центральных улиц, и вот они. Или вот автобусные остановки — все помнят красные остановки, правда? Можно создать этакий анахронизм — остановка «из прошлого», а к ней подъезжают современные автобусы и маршрутки, и люди стоят тоже современные.
Корр. Все мы родом из детства... А если поближе к нашему времени — что для вас современный Обнинск?
Шеров. Современность — это для меня все-таки центральные улицы — проспект Маркса, площадка у Плазы, понравилась новая площадь у Дома ученых. Там везде оживленно, вот он, Обнинск — гуляет, идет по своим делам. Но и тема двориков никуда не исчезает, они по-прежнему — совершенно другой мир.
Квартира-мастерская
Корр. У вас есть повторяющиеся сюжеты?
Шеров. Да, бывает такое. В основном это происходит с картинами, которые у меня быстро купили. Иногда прямо хочется сказать — подождите, подождите, я на нее еще не налюбовался. Так практически со всеми новыми работами: какое-то время они — самые любимые, им все внимание, кажется, вот оно, мое лучшее произведение. А потом постепенно идешь дальше, интерес уже немного теряется, можно расставаться.
Корр. Когда-то вы расписывали дома по заказу. А сейчас живете только искусством?
Шеров. Да. Я, собственно, так и планировал — такая работа больше для молодых, мне уже тяжеловато с ними соревноваться. А мне теперь уже можно посвятить себя искусству. И оно меня кормит — может быть, не так, как хотелось бы, но кормит. К сожалению, не могу позволить себе отдельную студию, работаю в квартире в Малоярославце. Сюда и покупатели картин приезжают. В основном, кстати, приобретают по несколько работ. А недавно случился своеобразный рекорд — известный коллекционер купил сразу двадцать картин. И, насколько я знаю, на этом останавливаться не собирается.