Анатомия: теория и практика
В качестве предмета преподавания Таратин выбрал анатомию. Как у студента-медика, у него был доступ к кафедре анатомии ИАТЭ — так школьники получили уникальную возможность изучать строение человека на препаратах — настоящих органах и частях тела, только пластифицированных (покрытых пленочкой). На ощупь они не вызывают неприятных ощущений — их удобно рассматривать, изучать. «Такая база не сравнится со школьной, где максимум ребятам могут показать общие макеты или просто картинки из учебника, — рассказывает Таратин. — Поэтому на этот курс ребята изначально шли толпами».
Студенту без опыта преподавания предстояло еще и с нуля составить всю программу курса. «Поначалу было тяжело, — вспоминает Александр. — Я понимал, что с ходу не могу на занятии дать ребятам материал под запись. Поэтому первый год каждый урок был для меня первым — готовился к ним порой до утра. Анатомия — обширный предмет, в институте ее изучают полтора года. А мне нужно было уложить максимум информации в шесть занятий по полтора часа.
Поэтому я начал составлять для себя опорный конспект. На тот момент я еще относительно недавно закончил школу и помнил, чего мне самому не хватало для подготовки к ЕГЭ, и старался для ребят сделать акцент на этом. В итоге из моего рукописного конспекта родилось методическое пособие, которое уже дважды переиздавали — каждый раз большим тиражом».
Польза как смысл жизни
Сегодня за плечами Александра Таратина не только 7 лет преподавания в Биошколе, но и три года — в ИАТЭ. Анатомии молодой педагог, а с этого года старший преподаватель, учит первокурсников.
Есть у Александра и опыт работы в школе: полгода он преподавал биологию профильным классам в гимназии — пригласили на замену заболевшему учителю.
Таратина давно зовут преподавать и в наш медицинский техникум, и он бы — с радостью, только вот времени на все не хватает. Ведь по своей основной профессии он все-таки врач. И к этому он осознанно шел с детства. На выбор профессии шестилетнего мальчика повлияла семья, которая насчитывает несколько поколений медиков. Так как же сошлись в одном человеке врач и педагог?
«Как терапевт, я помогаю людям выздороветь, вести более здоровый образ жизни. Как учитель, помогаю школьникам понять предмет, через него — себя, определиться с профессией, добиться успехов на олимпиадах. И там, и там я приношу пользу и вижу в этом смысл жизни».
Таратин, милый мой Таратин
Так почему же молодой педагог нарасхват и в школах, и в вузах, и в Обнинске, и в Калуге? Сам Александр скромно отвечает — мол, все дело в самом предмете и кафедре анатомии — уж больно интересно и наглядно. Но самом же деле, причина в безграничной любви его учеников и уникальном подходе, который он сумел найти к юным сердцам.
«Я стараюсь быть для них не только учителем, но и старшим товарищем. Еще когда я сам был школьником, уже понимал, насколько высока роль учителя — чтобы ученик полюбил или наоборот, не полюбил предмет. Поэтому и для своих ребят я стараюсь выкладываться по максимуму. И в ответ они раскрываются, я вижу, как им интересно, как они с удовольствием идут на занятия, ждут следующего года, рассказывают младшим школьникам, что скоро их ждет такая интересная анатомия».
Но точнее всего о преподавателе говорят сами ученики
«Александр Владимирович не только отличный преподаватель, но и хороший человек. Всегда поможет, даст грамотный совет. Главная его отличительная черта — умение заинтересовать каждого, погрузить в учебный процесс так, чтобы ученику нравилось учиться», — рассказывает уже бывший ученик Таратина Дмитрий Матвеев, ныне студент Вышки.
«Александр Владимирович умеет находить нужные слова и объясняет даже самый сложный материал доступно и понятно для каждого. А еще с ним всегда можно поболтать не только по учёбе, но и на житейские темы — он очень отзывчивый и добродушный, у многих учеников с ним складываются дружеские отношения. Поэтому про него в стенах Биошколы есть много шуток: ребята даже переделали некогда популярную песню про бухгалтера под Александра Владимировича: "Таратин, милый мой Таратин! Вот он какой, такой простой!" Теперь ни одно мероприятие Биошколы не обходится без этой песни», — смеется одиннадцатиклассница Евгения Степанова.
«Мне кажется, поначалу биошкольники считают Александра Владимировича строгим преподавателем, но после сближения сами тянутся к нему. У него получается поддерживать баланс между серьёзным преподаванием и дружелюбной атмосферой на занятиях. Поэтому нередко у нас рождаются шутки, которые надолго закрепляются в нашем кругу. Так, таранную кость предплюсны мы называем костью Таратина. Имя Александра Владимировича и воспоминания с курса анатомии нередко звучат в сценках, которые мы с ребятами ставим на летних сменах Биошколы», — рассказала еще одна ученица молодого педагога Виктория Беднякова.