На прошлой неделе в Храме Христа Спасителя проходил Съезд общества «Царьград». К сожалению, событию этому уделили явно недостаточно внимания. А ведь там на самом серьезном и высоком уровне обсуждали ключевые проблемы современной России, в том числе и очень больную для нашего региона тему — засилье мигрантов.
Были первыми
Собственно говоря, Калужская область первой забила тревогу. Все хорошо помнят, как весной 2022 года губернатор Владислав Шапша, побывав в ММЦ Боровского района, убедился, что мигранты подают липовые документы для получения гражданства, после чего последовала резкая реакция: Калужская область вышла из программы переселения соотечественников, а для иностранцев ввели запрет на работу в нескольких сферах деятельности.
Прошло два с половиной года. Ограничения работают до сих пор. Но чисто визуально число приезжих на наших улицах не уменьшилось. Количество инофонов в некоторых школах превышает все мыслимые пределы, и особо тут выделяется белоусовская школа, где в отдельных классах доля детей приезжих уже серьезно перевалила за половину. На улицах Обнинска массово гуляют женщины с детьми в национальных восточных одеждах. Обнинские врачи жалуются, что на прием приходят «новые граждане» с переводчиком, поскольку сами не говорят по-русски и не могут объяснить, что у них болит. Как они получили российские паспорта? Примеры можно множить и множить. Все это вызывает напряжение в обществе, которое достигает критического градуса, когда становится известно, что приезжие ведут себя агрессивно или совершают преступления сексуального характера, особенно в отношении несовершеннолетних.
Так что, ограничения не работают? Цифры как раз говорят об обратном. Так, если прежде гражданство в регионе ежегодно получали несколько тысяч человек, то в этом году их всего 165. После того, как регион вышел из программы переселения соотечественников, постановка иностранных граждан на учет сократилась на треть, количество выданных патентов на работу — на 45%. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, снижается.
Так в чем же дело? А в том, что ворота прикрыли слишком поздно. И некоторые, включая ту же небезызвестную Татьяну Котляр, чтобы помешать этому, демонстративно совали в эту дверь свой каблук.
Кто кого
С другой стороны, экономика задыхается от нехватки кадров буквально во всех отраслях. Ей нужен приток рабочей силы. И как быть? Опять рассчитывать на приезжих? Но ведь как обычно бывает? Приезжает один мигрант. Потом привозит детей, жену, родителей, братьев-сестер, дедушек-бабушек. И всем положены льготы. Возникает чудовищная социальная нагрузка.
И вот губернатор Владислав Шапша выступил с новыми инициативами к законодателям. Их три, они понятны, их достаточно просто реализовать.
Первое. Надо заблокировать возможность регистрации иностранцев на жилплощади, где метраж на одного человека меньше положенного по закону.
Второе. Иностранный рабочий должен приезжать в Россию не абы куда, а по приглашению на конкретное предприятие и на конкретный срок. Один, без семьи. А по окончании контракта — покинуть нашу страну.
И третье. Надо поддерживать переселение и адаптацию у нас жителей европейских стран, которые разделяют наши традиционные ценности и стремятся жить в справедливом мире. Калужская область готова у себя реализовать этот проект.
Кто кого
Медлить нельзя. Да, Дума приняла в последнее время большой антимиграционный пакет. Но его мало.
«Или мы решаем эту проблему, или эта проблема «решает нас», — так на Съезде «Царьграда» выступил министр внутренней политики области Олег Калугин. — Если в 1990-е к нам приезжали бывшие советские граждане, то сейчас уже нет. Эти люди не хотят жить с нами, они хотят жить вместо нас».
Областной министр Олег Калугин считает, что необходимо проверить всех, кто получил гражданство в последние 10 лет, на предмет законности его выдачи |
Как объясняет Олег Анатольевич, у проблемы две стороны. Первая — собственно миграция. Ей, и то не в полную силу, действительно занимается Госдума. Так, в ноябре ужесточаются правила въезда мигрантов в Россию. Те, кто когда-то нарушил у нас закон, не смогут сюда вернуться. Но изменения должны носить не точечный, системный характер. И инициативы Шапши, уверен Калугин, — как раз и заполняют этот вакуум.
Вторая сторона — иммиграция, и тут все гораздо сложнее. Это те люди, которые уже получили гражданство, в том числе незаконным путем. «Да, у нас есть закон, где прописано порядка 80 оснований по прекращению гражданства, — говорит Калугин. — Но он фактически не работает. За год мы можем говорить примерно о тысяче случаев на всю страну, а необходимость — в десятках тысяч. И перечень оснований необходимо расширять, включив в них серьезные правонарушения».
Как считает министр, необходима тотальная проверка всех получивших гражданство за последние десять лет. И если оно было выдано незаконно, если, скажем, человек даже по-русски не говорит или оформил фиктивный брак, или использовал подложные документы, гражданство надо немедленно прекращать.
«Да, это огромная работа, — признает Калугин, — но другого пути нет. Чем раньше она будет начата, тем проще с ней будет справиться».