Собственно говоря, этой встречи региональная элита ждала давно. Не секрет, что перед тем, как объявить об участии в выборах, первое лицо любого региона отчитывается о своих успехах и планах перед первым лицом страны. Если заслужил – получает одобрение. Если не заслужил, то и самой встречи не будет. Разговаривать президент станет только с тем, кому намерен доверить пост.
В том, что Шапша в центре на хорошем счету, ни у кого в области сомнения не было: он назначен председателем ключевой комиссии Госсовета «Кадры», ездит в составе правительственной делегации вместе с Путиным в важные зарубежные командировки, несколько раз общался с президентом напрямую по прямой связи и по большим поводам вроде открытия Технопарка профессионального образования. Да и в самых разных рейтингах позиции калужского губернатора очень прочные.
Интрига была в другом: заберут Шапшу наверх, доверив ему должность какого-нибудь федерального министра, или оставят в области? Сам Шапша всячески показывал свою заинтересованность в развитии региона, ставил перспективные задачи. Но это убеждало далеко не всех местных аналитиков и просто интересующихся политикой граждан. Теперь же точки над i расставлены: второй срок.
Как по нотам
Видеозапись встречи президента и губернатора показали по всем федеральным каналам, а еще до этого ее растиражировали сотни электронных СМИ и телеграм-каналов. На что там обращаешь внимание? Если Шапша и волновался, то внешне этого заметно не было: держался он уверенно, отчитывался бодро, на вопросы отвечал без заминки и строго по теме. Перед ним лежали рукописные листочки, и это важный момент: налицо не работа «коллективного разума», а собственный анализ губернатора.
Второй важный момент, мимо которого не получается пройти: начал Шапша с главного. В мирные годы это могли быть цифры экономического роста. Сейчас — помощь участникам специальной военной операции и их семьям. К слову, весь последний год губернатор самые важные свои публичные выступления начинал именно с этой темы — будь то прямая линия с жителями или ежегодный отчет о проделанной работе перед Законодательным Собранием.
А вот экономика ушла на четвертую позицию — после СВО, образования и культуры. «Мы подняли эту перчатку», — это об автомобильном кластере. С начала спецоперации автомобильные гиганты, послушные западным политикам, так и не нашли, за что бы такое зацепиться, дабы удержаться в Калужской области. Автозаводы перешли российским собственникам, что, впрочем, даже не полдела. Их надо было запускать заново, а ведь это не просто рубильник включить — все оборудование заточено под конкретные модели. Сегодня все автопредприятия работают. «В этом году у нас на предприятии, бывшем Volkswagen, будет выпущено уже более 110 тысяч автомобилей. Бывший Peugeot-Citroёn будет выпускать HAVAL по контрактной сборке, 25 тысяч автомобилей будет выпущено, — рапортовал Шапша. — И грузовики у нас тоже — уже более двух тысяч автомобилей выпущено, и также эта работа будет продолжена, так что мы возвращаемся к своим прежним показателям».
Похоже, для Путина все эти факты не были новостью. Слушал он спокойно, без эмоций. Время от времени вступал в диалог, проявляя удивительную осведомленность. И про свалки вспомнил неразрешенные, даже число без бумажки назвал — 222. И про городской транспорт (о, эта непреходящая обнинская боль!) сказал, посоветовал вписаться в программы по поддержке автопрома и пообещал с этим помочь. И нехватку врачей упомянул — Шапша поймал мяч на лету: мы в КГУ и ИАТЭ открыли две медицинские кафедры — ядерной медицины и общей медицины.
Второй не первый
Кстати, если кто забыл, то это не первый разговор с глазу на глаз Владислава Шапши с президентом. Первый случился ровно пять лет назад в Ново-Огареве. Стол, за которым они сидели, был не в пример меньше кремлевского. Равно как и уверенность Шапши.
Тогда новость о том, что Путин подписал указ о назначении его и. о. губернатора Калужской области, распространилась со скоростью верхового пожара. В Обнинске она вызвала две эмоции — гордость (знай наших!) и печаль (жаль, что нашего забирают!).
![]() |
Пять лет назад в Ново-Огареве. Стол куда меньше, и до президента буквально рукой подать |
![]() |
Когда Артамонов уходил с должности, зал областной администрации был набит битком |
А за два дня до указа и аккурат за пять лет до последней встречи Шапши с Путиным тогдашний губернатор Анатолий Артамонов вышел с прощальным своим ежегодным отчетом перед Законодательным Собранием. Стоял субботний морозный день. Косое солнце било в окна областной администрации, а в ее большом зале яблоку негде было упасть. Общий настрой был торжественно-благодарным: уходит целая эпоха, как-никак, Анатолий Дмитриевич был у руля области с 1996 года. И, конечно, в кулуарах шептались, ревниво оглядывая присутствующих — кто же будет вместо Артамонова? Может, Авдеев? Мазур? Шапша, похоже, все уже знал, но ничем этого знания не выдал. Ни единый мускул не дрогнул на лице.
![]() |
Присутствующие ревниво оглядывали соседей. Кто встанет у руля? Может, Авдеев? Мазур? Шапши даже в первых рядах не было |
Кстати, вокруг дат встреч Шапши с президентом тоже постоянно ходят слухи. В 2020-м говорили, что произошла она загодя. В этот раз — тоже. Мол, все случилось на прошлой неделе, перед Днем науки. Впрочем, какое значение имеют эти досужие разговоры? Значение имеет другое: Путин дал калужскому губернатору отмашку на выборы.
И это главный козырь в предвыборной тактике Владислава Шапши: Путин знает, на кого ставить. И одновременно — главный вызов: не оправдать доверия президента нельзя. Конечно, в том, что Шапша победит своих конкурентов, всех вместе взятых, никто не сомневается. Вот и Путин, похоже, в результате уверен: «Все у вас получается», — заключил он.
Вопрос в другом — каков будет выигрыш в цифрах и сколько народа придет на выборы. Потому что сегодня мало победы. Сегодня нужно единство общества. Такое время.