В Обнинске набирает силу тенденция: людям (в основном, пожилым) навязывают дорогостоящие «банковские продукты»

Автор: 03 декабря 2020 1308
Порой люди не осознают, что вместо депозитного договора подписывают документ с большими обязательствами Порой люди не осознают, что вместо депозитного договора подписывают документ с большими обязательствами

И делают это «на грани» — очень уж такая услуга напоминает мошенничество

Очень выгодный вклад

Банки разные, принцип один. Клиент приходит, чтобы сделать вклад. Ему начинают подбирать «самый выгодный» продукт, якобы сулящий высокие проценты в будущем. Где-то сотрудники рекламируют услугу, пусть неохотно, но честно рассказывая о достаточно специфических  правилах. Например, о том, что доход можно получить только… через десять лет. Причем при условии ежегодного пополнения вклада на крупную сумму, тысяч этак на сто. Пропустишь хотя бы раз —  «все пропало, шеф, все пропало». Не видать дохода.

А другие финансовые учреждения буквально навязывают «продукты» людям, крайне далеким от данной сферы. Да так, что старики попросту не понимают, на что соглашаются.

«Риск дожития»

В редакцию обратилась жительница Обнинска Наталья. И рассказала, как ее 70-летняя мама, ветеран труда, сама того не подозревая, «подарила» 100 тысяч рублей банку и страховой компании. «Мама десять лет была клиентом Газэнергобанка, — рассказывает Наталья. — В сентябре этого года она решила сделать вклад. Но сотрудница банка настойчиво рекомендовала разделить счет  на две суммы. Мол, тогда процент будет выше.

Маме подсунули на подпись два совершенно разных договора. Один — договор банковского вклада. Второй — договор страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода,  на длительный срок и со множеством нюансов. Для человека такого возраста с тяжелыми хроническими заболеваниями подобный договор заведомо невыгоден.  А вот отказаться от него без существенных потерь невозможно».

Бумаги дочь нашла только спустя несколько месяцев. Прочитала договор на девятнадцати листах — кстати, он заключен вовсе не с Газэнергобанком, а с компанией «АльфаСтрахование-Жизнь».  Оказалось, что пожилая женщина отдала 100 тысяч рублей, которые копила на операцию, в распоряжение страховой компании на шесть лет. И только в 2026 году сможет получить обратно — нет, не 100 тысяч, а 94.

Оставив за скобками вопрос, в чем же тогда инвестиционный доход, Наталья изу­чила условия расторжения договора. И выяснила, что если сделать это в первый год, вернут всего 54 тысячи из 100. Причем формулировки для обычного человека звучат угнетающе: речь идет о «процентах страховой суммы по риску «дожитие застрахованного».

Во все колокола

 «Я позвонила в Газэнергобанк, —  рассказывает Наталья. — Мама доверяла этому банку и, как я считаю, ее ввели в заблуждение именно там.  Но деньги нам вернуть отказались. И только после того, как я начала бить во все колокола, ситуация изменилась».

Наталья написала отзыв на портале banki.ru — это агрегатор банковских услуг по всей России, за отзывами на «банки.ру» следит Центробанк. Кстати, там уже размещено несколько подобных жалоб. Обратилась и к губернатору Владиславу Шапше в публичном пространстве.

И через некоторое время ей позвонили из банка и сообщили о готовности расторгнуть договор и вернуть всю сумму. Правда, на момент подписания номера в печать это было только на уровне обещаний.

Страховка за 400 тысяч

«Я сейчас веду аналогичное дело, — рассказывает обнинский адвокат Сергей Бабицын. — Моему клиенту навязали услугу по страхованию жизни в банке «Открытие». Причем стоимостью, ни много ни мало,  400 тысяч рублей в год».

Молодой мужчина накопил полмиллиона рублей. Он — обычный житель города, для него сумма была и остается значительной. Решил открыть вклад. А дальше история, увы, уже может считаться типичной: предложение разделить сумму вклада на две, рассказ о высоких процентах, подписание объемного договора.

Год жизни с иллюзией: деньги спокойно лежат на счетах. А потом Алексею позвонили из компании «Росгорстрах Жизнь» и напомнили: пора продлевать страховку. Он, мягко говоря, удивился: о какой страховке речь? «Вы заключили с нами договор страхования жизни по программе «Премиум+»,  —  вежливо напомнили мужчине. — И должны внести очередной взнос — 400 тысяч рублей». Причем при досрочном расторжении договора клиенту не вернется ни рубля!

«Мой клиент пришел в банк, чтобы сделать вклад, — говорит Сергей Бабицын. — Если бы он хотел застраховать жизнь, он бы обратился в страховую компанию. Если я отправляюсь в парикмахерскую, я хочу подстричься, а не купить килограмм рыбы. Вроде бы принцип понятен даже чисто интуитивно. Но судебный процесс идет уже полгода…»

За время процесса  — земля слухами полнится — к адвокату стали обращаться другие пострадавшие от навязанной дорогостоящей услуги. В том числе женщина, которая невольно «подарила» страховщикам деньги своего пожилого родственника, инвалида, участника Великой Отечественной. Она, как и Наталья, звонила во все колокола. И банк вернул деньги, не дожидаясь суда.

Но, как рассказывает адвокат, когда они с клиентом приходили в банк «Открытие» на переговоры, на их глазах других посетителей уговаривали ровно по той же схеме…

 

 

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены