В соседнем Кривском ситуация была схожей — улицу просто-напросто перекрыли, ведь официально, по документам, ее как бы и не было: в кадастре назначение земли — вовсе не дорога, а земли ИЖС. Собственники двух больших участков, между которыми она проходила, сначала установили запрещающие проезд знаки, а затем и вовсе опустили шлагбаум. Обращение в администрацию результата не дало: один из владельцев участка был местным чиновником.
Народ начал массово жаловаться. Собственники сначала упирались, потом предлагали компромисс — давайте, мол, мы подремонтируем грунтовку. Или детскую площадку сделаем. Но жителей ни то, ни другое не устраивало. Альтернативные проезды, особенно в непогоду, были настолько опасны, что в случае чего ни скорая, ни пожарная по ним не проедут.
Чем же уникальна эта ситуация? Решив не доводить до суда или до греха, собственники сами шлагбаум убрали, и проезд стал свободным. А знаки, кстати, до сих пор стоят, но местные жители просто не обращают на них внимания.
Частный проезд, общие проблемы
Впрочем, хэппи энд — скорее, исключение в подобных историях. Например, когда люди только строились в микрорайоне Васильки, им говорили: не смотрите, что дороги в частной собственности, — это простая формальность. Но конфликт все равно вызрел, так часто бывает. И жители Васильков испугались замаячившей перспективы, что им перекроют единственный подъезд к микрорайону, и домой будет просто не попасть.
Они обратились к местным властям совхоза Боровский: сделайте нам другую дорогу. Но муниципальной земли рядом нет, а частники свои участки под проезд, понятное дело, отдавать не намерены. Тогда люди пошли другим путем — добились через местную Думу публичного сервитута на дороги. Казалось бы, победа, но собственник участка Андрей Катаев так просто сдаваться не собирался и попытался опротестовать решение в суде. Безуспешно.
Но и сервитут не может считаться окончательным решением проблемы. «До тех пор, пока уличная сеть находится в частной собственности, муниципалитет не имеет права ее содержать — убирать снег, ремонтировать дороги и так далее, — говорит глава совхоза Боровский Леонид Череватенко. — Понятно, что такая ситуация людям нравиться не может. Поэтому мы вышли в суд, чтобы признать, говоря юридическим языком, отсутствующим право застройщиков Олимпа и Васильков на владение улицами. Это дороги общего пользования, есть целый пакет нормативов, которые дают нам основания считать, что дело будет выиграно». И тогда в Боровском районе будет создан важный прецедент, когда латифундист уже не сможет выкручивать руки жителям.
Впрочем, универсального пути решения таких проблем нет: «Каждый случай — это отдельная история с разными героями», — признает Череватенко. Но одно очевидно: если жители готовы отстаивать свои права, а власти их поддерживают, даже самые сложные ситуации можно разрулить. Главное — не опускать руки и не верить на слово застройщикам, которые обещают райские кущи на земле. Потому что, как показывает практика, обещания — это одно, а реальная жизнь — совсем другое.