Умные стекла

Автор: 25 июля 2019 2766
Умные стекла

В обнинской «Технологии» научились невозможному. Там сочетают несочетаемое

 

Зайдешь в любой цех уникального обнинского предприятия «Технология», носящего имя своего первого генерального директора Александра Гаврииловича Ромашина, и о любом процессе расскажут такие истории, что заслушаешься. Наш же рассказ — только о стеклах. Совершенно особых и по-настоящему умных. Они не имеют себе равных в стране, а по многим позициям — и в мире.

Генеральный директор ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина
Андрей Силкин:
«ОНПП «Технология» в настоящий момент — единственное в стране предприятие,
обладающее полноценной научно-производственной базой
для серийного производства принципиально нового остекления
на основе монолитного поликарбоната.
Для организации серийных поставок изделий для самолетов Су-57,
а также планируемой работы по переводу на поликарбонатное остекление
других самолетов, у нас создан новый цех.
Производственные мощности и научный потенциал предприятия
способны полностью удовлетворить запросы авиапромышленности и не только.
Предприятие в очередной раз доказало свое право считаться лидером.»

Супер-стекла для истребителей

Практически вся современная боевая авиация страны, которая сегодня поднимается в небо — штурмовики, истребители, бомбардировщики — оснащена стеклами от ОНПП «Технология». Это предприятие единственное в России, кто делает уникальную защиту для кабин самолетов. Почему именно в Обнинске смогли создать то, что нужно всей авиационной промышленности — прочное остекление, обладающее уникальными дополнительными свойствами?

Конструкторы самолетов выдвинули требование повысить качество остекления боевой авиации. Вроде бы вполне адекватное и совершенно понятное условие, но это — конечное требование, а вот его составляющие — настоящее сочетание несочетаемого: «суперпрочное, но легкое», «прозрачное, но с покрытием, защищающим экипаж от всего, что только можно придумать» и так далее… Для человека непосвященного это задача из ряда «иди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что». А вот на «Технологии» к ней отнеслись, как к вполне конкретной.

Традиционно в авиастроении используют два типа остекления — силикатное и органическое. К последнему относится и остекление из материала нового поколения — поликарбоната: по своей ударной прочности он в 200 раз превосходит силикатное стекло, а по ударной вязкости на порядок превышает привычную «органику». Обнинская «Технология» первой в России начала применять этот материал для остекления самолетов, решив для этого множество сложнейших научных и инженерных задач.

Здесь сразу отказались копировать зарубежный опыт, предполагающий литье под давлением, поскольку такой метод чрезвычайно энергозатратный. Шутка ли — для изготовления двухметрового изделия необходим 500-тонный пресс, а это очень сказывается на стоимости готового изделия. Но обнинские ученые редко идут проторенными путями. Так случилось и в этот раз.

Какой труд, количество экспериментов и количество научных озарений стоит за итогом проделанной работы — разработкой уникальной технологии формования оптического поликарбоната — сказать сложно. Но то, что результат заслужил превосходные отзывы профессионалов — совершенно точно. А что с ценой? Она оказалась несоизмеримо меньше, чем у аналогов, выпущенных литьевым способом. Кроме того, приятно, что для производства новых изделий не применяется импортное оборудование. И технология, и оборудование и материалы— отечественные. Как говорится, импортозамещение — в действии.

Авиационное остекление не зря называется оптической конструкцией. Стекло не просто оберегает пилота от воздушного потока, а благодаря нанесенным на него покрытиям выполняет еще и другие функции…Если зайдешь в цех, удивишься, как все сложно и просто одновременно. На поверхность остекления в вакууме наносится многослойное тонкопленочное покрытие металлов и их оксидов. И получается чудо-изделие в буквальном смысле слова. Оно спасает летчиков от множества составляющих внешнего воздействия и при этом в разы снижает заметность самолета на экранах радаров противника. Покрытие защищает летчиков от теплового излучения, солнечной радиации, ультрафиолета — всего, что «запрограммировано» учеными при разработке его состава. И при этом ничто не мешает пилоту видеть происходящее за бортом самолета. Так на земле «Технология» повышает потенциал и выживаемость боевой машины. Покрытий с таким соотношением характеристик не делает никто в мире.

И еще несколько слов о прочности. От этого параметра, понятно, зачастую зависит жизнь. Многие слышали истории, как испытывают стекла самолетов. Из специальной пушки стреляют по кабине морожеными курицами, чтобы смоделировать ситуацию лобового столкновения с птицами. На «Технологии» рассказывают, что это не такие уж и легенды. И пушка существует, и курицы, только не мороженые, а недавно бегавшие. Весом примерно 1,2-1,8 кг, как упитанные вороны, которые чаще всего и обитают около аэродромов. Стекла «отстреливают» на максимально возможных скоростях и, если это стекло обнинское, можно быть уверенным: повреждений не будет!

Теперь обнинское предприятие будет оснащать новым гетерогенным (силикатно-поликарбонатным) остеклением гражданские отечественные авиалайнеры, в частности МС-21, применяя оборонные технологии для выпуска гражданской продукции.
Пневматическая метательная установка для испытания на птицестойкость

Щит из стекла

Вообще обнинские стекла пошли нарасхват в гражданском секторе. Гетерогенные композиции на основе оптического поликарбоната инженеры и ученые «Технологии» создали в кратчайшие сроки. Изделия оказались феноменальной прочности! Только представьте: если в них на скорости 500 км/ч врежется килограммовый снаряд, им ничего не будет — выдержат! Где востребована подобная несокрушимость? Где угодно — от скоростных поездов до антивандальных конструкций. Это могут быть перегородки для спецпомещений структур МВД, автобусные остановки, оградительные щиты на спортивных стадионах. К слову, уже сегодня опытные образцы силикатно-поликарбонатного триплекса установлены на стадионе «Казань Арена».

Обнинская «Комета»

И было бы несправедливо не упомянуть судостроение. Год назад на маршрут вышел первенец возрождающегося российского флота на подводных крыльях — «Комета-120М». Это стало большим событием для страны, одновременно и ностальгическим, и символизирующим будущее.

А остекление для «Кометы» тоже делала «Технология». Оно из монолитного поликарбоната и при исключительно высокой прочности весит вдвое меньше привычного силикатного. На подходе — следующее судно этого проекта, получившее панорамное остекление рубки из этого материала.
Нет сомнений, что недалек тот день, когда продукция из оптического поликарбоната станет такой же визитной карточкой первого наукограда, как и изделия из композитных материалов.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены