Пять лет без права доставки
Исполнилось вот уже пять лет с момента, когда многодетные обнинские семьи получили земельные участки в селе Госсортоучасток. У многих уже дети выросли, а к строительству люди так и не смогли приступить. Все дело в том, что, как они объясняют, добраться до места не получается. Нет дороги.
«Из-за невозможности добраться до своих участков некоторые владельцы повторно вынуждены их искать, как иголку в стоге сена: межевые колышки сгнили, лес подрос, стало еще труднее, чем вначале, отыскать надел. Писали письма по всем инстанциям, но без особого успеха», — рассказывает один из многодетных Константин Попов.
Конечно, есть и упертые граждане, кто, невзирая на сложности, пытается строиться, тем более что часть вопросов решена — электричества многодетные добились, по границе поселка проложен газ. Но без дороги жить там очень сложно. Машины застревают, впору трактор вызывать. Пешеходам не легче — резиновые сапоги тонут в грязи, так что приходится с детьми на руках и всем скарбом пробираться через лес.
«Направлениям даны названия, которые не соответствуют реальности. Улицу Николая Руднева надо переименовать в «Траншея 2019 года», потому что машина в ямах метровой глубины не проедет, — пытаются шутить жители. — К такой земле каждой многодетной семье надо было выдавать по танку, для проезда к участку. Невозможно строиться, поскольку никто не хочет доставлять по таким дорогам стройматериалы, а на себе их не унесешь».
Программы и будни
К сожалению, обнинские многодетные не одиноки в своей беде. Во многих районах региона в свое время выделялись бесплатные участки этой категории льготников. Но одной земли, чтобы жить, мало. Нужны как минимум свет, газ, вода, дороги. А их нет. Поэтому власти региона, собрав информацию, что и кому нужно, разработали специальную программу. Если ей верить, то с 2025 и по 2030 годы главные инфраструктурные вопросы «многодетных» поселков должны быть решены. Только люди не готовы ждать еще пять лет, это во‑первых. А во‑вторых, они хотят конкретики: когда дойдет черед именно до них?
«У нас уже, конечно, нет никакого терпения, — признается активистка Марина Ракинцева. — Обнинские власти говорят о том, что не имеют права тратить средства на работы в другом муниципалитете, малоярославецкие — о том, что денег нет. Как нам рассказали, только проект дороги обойдется в несколько миллионов, и он покажет, сколько средств потребует само строительство.
Мы наладили было контакт с бывшим мэром Обнинска Татьяной Леоновой. Она нашла спонсоров, которые отсыпали асфальтовой крошкой, снятой с ремонтируемых дорог, 400 метров центральной улицы. Мы сами готовы вложиться в отсыпку боковых улиц. Но это не снимает главной проблемы — проекта и строительства дороги».
На прямой связи
Сейчас, после смены градоначальника, многодетные хотят продолжения плотной работы с обнинскими властями: «Мы видим, сколько внимания мэр Вячеслав Лежнин уделяет тому же Репинскому оврагу. А мы что, хуже?» В принципе, Лежнин открыт для людей: почему не записаться на личный прием? Но такой вариант не устраивает многодетных: «Мы хотим, чтобы это было публичное мероприятие, на которое смогли бы прийти все наши жители».
Тогда мы обратились непосредственно к мэру с предложением устроить такую встречу. Сейчас идет процесс передачи дороги в собственность Малоярославецкого района. И вопрос ее содержания решат после его окончания. «Мы будем готовить встречу с людьми, — пообещал Вячеслав Вячеславович, — обязательно с ними поговорим. Конечно, ожидать мгновенного решения сложной проблемы не приходится. Но будем делать в этом вопросе все, что от нас зависит».