Битый небитого

Автор: 06 августа 2024 1977
Битый небитого

То, что до последних пор происходило с большегрузами около Обнинска, назвать иначе как оглушительным фиаско всех ответственных структур просто язык не поворачивается. Проблема не новая. Несколько лет власти обещают жителям ее решить, но становится только хуже. Однако такого кризиса, какой мы наблюдали на прошлой неделе, еще не было.

Обнинцы стали массово получать крупные штрафы за нарушение правил дорожного движения около плотины, что вызвало настоящий народный гнев. Точка эта вообще больная. С марта мост через плотину наполовину перекрыт на якобы ремонт. Якобы – потому что никакого ремонта люди не увидели. Да, снят асфальт. Но на том дело и кончилось. Областной минтранс в начале июля расторг контракт с подрядчиком, будет новая конкурсная процедура. Ремонт грозится уйти в зиму, а то и вовсе перейти на следующий год. Но людям неинтересны все эти подробности. Стоя в получасовых пробках, они негодуют, что вынуждены расплачиваться своим временем и нервами за чиновничье разгильдяйство.

Впрочем, это были еще цветочки. С недавних пор вызрели ягодки: за чужое разгильдяйство обнинцы стали расплачиваться еще и деньгами, причем немалыми.

Дурная автоматика

И тут уже дело не в ремонте моста. Рядом с плотиной, как известно, установлен пост весового контроля. Сколько бюджетных денег ушло на его устройство и обслуживание, даже перечислять не будем — счет идет на десятки миллионов. Только в прошлом году на обслуживание двух постов у плотины и у Тимашово ушло около 20 млн рублей! Два десятка миллионов, Карл! На обслуживание того, что никогда толком не работало и не в состоянии выполнять свои функции в принципе!

А ведь «хотели как лучше». Перегруженные тонары разбивали городские дороги, но призывами вести себя прилично владельцев карьерного бизнеса, как известно, не проймешь. Соорудили весовой контроль. Да вот беда — обмануть его легче легкого. Достаточно с черепашьей скоростью проползти по весам, и они ничего не словят. Вот перегруженные тонары и стали замедляться практически до нуля. Включают аварийку — и всего делов-то.

Все замечательные планы по сохранению дорог пошли прахом, а обычным автовладельцам они вышли еще и боком, потому что блокировка дороги вынуждала людей обгонять сбившиеся в стоячий поезд большегрузы по встречке. А это небезопасно.

Рекомендации и обещания

Что делать? Обнинские власти предложили минтрансу ограничить в этом месте минимальную скорость движения до 20 км/час. И тогдашний министр Владимир Волочай идею поддержал: ровно два года назад, стоя у плотины, он записал видео: мол, совсем скоро всем большегрузным хитростям придет конец, убьем, так сказать, двух зайцев. Обманывать весы они не будут, равно как и мешать жителям!

Ха! Скоро исполнится год, как Волочай ушел с поста, а дела стали только хуже. Знаки, конечно, поставили. Да только вот выяснилось «невзначай», что они имеют… рекомендательный характер. Так, во всяком случае, ответственные лица отвечали нашим корреспондентам на вопрос, почему прорывная инновация загнулась на корню. А на второй сложный вопрос — почему тогда не поставить регулярный пост контроля с сотрудниками ГАИ или других уполномоченных структур — вообще ответить не могли. Разве что разводили руками: где ж, дескать, людей набрать?

 

Леонова2
Бывший региональный министр транспорта Владимир Волочай (в центре) и руководители Обнинска. Фото сделано у плотины два года назад. Тогда чиновник пообещал, что всем большегрузным хитростям придет конец

 

Странное дело: на то, чтоб создать вместе с пунктом весового контроля огромную проблему населению, нашлись и люди, и деньги, и прочие ресурсы. А вот чтоб признать свои собственные ошибки и разгрести их последствия, — ну ничего в наличии нет.

А выход был!

Не хочется вспоминать расхожий анекдот про совет отчаявшемуся под грузом проблем человеку завести козла — мол, когда избавишься от скотины, почувствуешь невероятное облегчение. Но иной раз кажется, что наша большегрузная ситуация именно по этому сценарию писалась. Вот уже стали раздаваться голоса: надо вообще упразднить этот весовой контроль… Но позвольте: тогда надо и с дорогами нормальными проститься. Тонары их убьют напрочь.

А ведь есть, оказывается, совсем другой выход: использовать другие датчики, которых низкой скоростью не обманешь. И, откроем тайну, такие датчики не стоят сумасшедших денег. И даже производитель есть в нашем регионе. Но, видать, не судьба. Правда, нынешний министр транспорта Александр Шпиренко обнадежил, что специалисты «Автодора» помогут оснастить наши пункты весового контроля современными датчиками. Было это в марте, и все тогда в очередной раз обрадовались обещаниям. А зря.

 

протест
Массовые штрафы за нарушение ПДД у плотины вызвали народный гнев

 

С больной головы…

Потому что вместо того, чтобы бороться с нарушениями большегрузов, в чью-то «светлую» голову пришла гениальная идея еще сильнее наказать обычных людей. Сказано — сделано. «Без объявления войны» камеры весового контроля стали фиксировать обгон стоящих на аварийке тонаров. И обнинцы в массовом порядке начали получать нешуточные штрафы по 5 тысяч каждый. Те, кто ездит у плотины постоянно, словили их несколько. Удар по семейному бюджету оказался более чем значительным. Это взорвало ситуацию.

Конечно, правила дорожного движения необходимо соблюдать. Они писаны кровью. И если обгон запрещен, выезжать на встречку нельзя ни в коем случае. Но блокировать дорогу тоже нельзя! Почему с этим никто не разбирается? Почему обычных людей загнали в ловушку? «Я езжу очень аккуратно, за последние пять лет не было ни одного штрафа, — говорит Виктор Решетинов. — Но конкретно у плотины песковозы перекрывают проезд, а по встречной полосе длительное время движения нет — красный сигнал светофора горит по две минуты, и в это время там пусто. Так что мы аварийную ситуацию не создаем. А вот большегрузы — создают. И почему-то на их нарушения всех возможных правил некто не реагирует».

Возмущенные обнинцы создали инициативную группу и выдвинули ряд конкретных требований: во‑первых, аннулировать все выставленные штрафы за объезд препятствия на весовом контроле рядом с плотиной. А во‑вторых, решить проблему с большегрузами раз и навсегда. Причем горожане расписали конкретный и внятный план работы с владельцами карьерного бизнеса и функционирования пунктов весового контроля.

Меры приняты?

В дело вмешался прокурор области, поручив разобраться с нарушением прав автовладельцев. Вплотную ситуацией занялся и губернатор. В беседе с нашим корреспондентом Владислав Шапша рассказал, что лично побывал на месте и убедился, что людей просто вынуждают нарушать правила. «Там для автовладельцев созданы неприемлемые, несправедливые условия, — сказал Владислав Валерьевич. — Мало того, что затянувшийся ремонт моста через плотину создает пробки, песковозы на пункте весового контроля блокируют движение. Штрафовать объезжающих их людей в таких условиях несправедливо».

В результате принято решение о прекращении работы камеры на фиксацию обгона. Правда, что делать с уже начисленными штрафами, непонятно. Если штрафы несправедливые — их надо отменить. А как это сделать? Пока нам удалось узнать только одно: вопросом занимается правовое управление областной администрации.

И главное: как урезонить карьерщиков, как остановить беспредел большегрузов?

Как сообщил Владислав Шапша, песковозы продолжат ездить через мост: идет ремонт Киевской трассы, и там нужны стройматериалы. Вместе с тем, подчеркнул губернатор, «владельцы карьеров и водители большегрузов должны работать в правовом поле, и мы будем решать этот вопрос».

Получается, точка еще не поставлена. Скорее, многоточие. Но времени, чтобы превратить его в окончательный знак препинания, осталось совсем немного. Люди больше терпеть хамство большегрузов не намерены.

Мы будем следить за ситуацией. И рассказывать о ней читателям.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены