Бездонная бочка
25 млн — разница между тем, что предприятие зарабатывает на перевозках и его расходами. Когда бюджет принимали, администрация города просила выделить под 300 миллионов, руководство ПАТП уверяло, что и 250 хватит. Не хватило...
Два года назад для обновления автобусного парка в обнинское ПАТП вложили 1,4 млрд. Это федеральные средства — инфраструктурный кредит. А обнинский бюджет ежегодно тратит около 300 млн на поддержку предприятия — это десятая часть всех городских налоговых поступлений. Этакая бездонная бочка...
Но ладно бы траты — качество перевозок вызывает у горожан справедливое возмущение. Расписание не соблюдается, это уже стало бесславной традицией. На остановке можно простоять и сорок минут, и час. Причину называют одну и ту же, мол, водителей не хватает. Но если в начале транспортной реформы это еще хоть с натяжкой, но принималось как объяснение, то сейчас терпение у людей заканчивается.
А что с цифрами? За прошлый год в среднем обнинцы совершали около 1 миллиона поездок каждый месяц. Цифра круглая, солидная, выглядит магически. Но если провести несложные расчеты, волшебство рассеивается. В городе сейчас 130 тысяч населения. Делим миллион на это число, и получаем всего-навсего 8 поездок в месяц на одного человека, включая грудных младенцев и стариков. Что неудивительно: автобусами пользуются далеко не все.
Так что вопрос «а стоит ли оно того?» возникает регулярно. «Мы тратим 10% всех налоговых поступлений в городскую казну на автобусы, при этом недофинансируем социальную сферу», — отмечали на одном из заседаний городского Собрания.
Остановки и перемены
Сейчас идет обновление остановочных павильонов. В бюджет попросили заложить дополнительно 23 миллиона на остановки у МРНЦ, Фора-Банка и Технопарка. Две из них будут «умными» (у МРНЦ) — с табло, на котором высвечивается время прибытия автобусов и Wi-Fi. Остальные — обычные. Но, умные или нет, остановки выглядят совершенно неприспособленными для долгого ожидания, поскольку не защищают ни от дождя и ветра, ни от солнца.
«Остановочные павильоны выбирали, когда транспорт в городе ходил примерно каждые 2 минуты, — сказал на заседании экономического комитета депутат Александр Силуянов . — Сейчас люди ждут автобус по 30-40 минут. Возможно, стоит пересмотреть подход к благоустройству?»
Люди постоянно жалуются на несоблюдение расписания. Их «кормят завтраками» — мол, потерпите немного, все будет в порядке . Последние новости — налаживают взаимодействие с Яндексом, чтобы искусственный интеллект помог оптимизировать расписание. На вопрос, как именно, руководитель ПАТП Леонид Тюленев отвечает, что конкретные решение пока не приняты. Но Яндекс рекомендует изучить пассажиропотоки и перенаправить часть автобусов на «горячие» направления, взяв их с маршрутов, на которых мало пассажиров. При этом — чудес не бывает — на «спокойных» линиях автобусы будут ходить реже...
Транспортная реформа городу была нужна: стоит вспомнить, как все радовались, когда два года назад объявили о покупке автобусов. Маршрутки — прошлый век, с этим никто спорить не будет. Но, как говаривал Платон, «Ни одно действие не бывает ни прекрасно, ни безобразно само по себе: если оно совершается прекрасно — оно прекрасно, если безобразно — оно безобразно».