Бездонная бочка
Бюджетный процесс — на самом своем пике, депутаты обсуждают расходы будущего года. Как всегда, получателям нужно больше, чем есть в городской казне. А обыватели пугаются тех цифр, которые называют финансисты. Вот, к примеру, на общественный транспорт в следующем году планируется выделить 330 млн. Однако…
Два года назад для обновления автобусного парка в обнинское ПАТП вложили 1,4 млрд. Это федеральные средства — инфраструктурный кредит. А тут еще обнинский бюджет ежегодно тратит на перевозки громадную сумму, в этом году, например, около 300 млн — десятую долю всех городских налоговых поступлений. Этакая бездонная бочка…
Да ладно бы этот транспорт работал, как часы. Дождаться автобуса подчас невозможно, в часы пик в салон трудно влезть — люди устали жаловаться и на транспортную реформу, и на ПАТП. Да, сегодня он сменил название, теперь это МАУ «Обнинский городской транспорт». Но людям-то от перемены названий легче не становится.
Привычная картина для Обнинска: горожане подолгу ждут автобуса |
Дайте год
Правда, как говорит вице-мэр по транспорту Дмитрий Козаков, непосредственно на поддержку ОГТ идет не 330 млн а всего 120. Оставшееся распределяется между теми, кто выиграет контракты на перевозки. Это может быть ОГТ, а может кто-то другой, например, какой-нибудь частный перевозчик. Но общая сумма от перемены мест слагаемых все же не меняется.
— Главой администрации поставлена задача в течение года коренным образом переломить ситуацию, — рассказывает Дмитрий Козаков. — Первый шаг — добиться, чтоб соблюдалось расписание. Следующий этап — модернизация маршрутной сети. На решение этих задач отпущено полгода.
— А если не получится? — осторожно спрашиваем у вице-мэра.
— Если результата не будет, последуют оргвыводы, мы это прекрасно понимаем. И понимаем, что люди страдать не должны. И все же я прошу у горожан небольшого тайм-аута. У нас есть силы, есть средства и есть знания для того, чтобы улучшить ситуацию.
Конечно, требовать от только что назначенного вице-мэра, чтоб он по щелчку пальцев исправил тяжелейшую проблему «здесь и сейчас», никто не собирается. Но и разделить его оптимизм не очень-то получается.
Вице-мэр по транспорту Дмитрий Козаков о городском транспорте: «Главой администрации поставлена задача в течение года переломить ситуацию» |
Примерно 80
Вот, например, взять ситуацию с водителями. Текучка в ОГТ очень большая. Условия работы тяжелые: надо и безопасность пассажиров обеспечивать, и из графика движения не выбиться, даже в часы пик, и лавировать в жестком трафике, когда то одна машина, то другая норовит подрезать. Зарплата же на фоне сегодняшних цен воображения не поражает, да и ту до недавних пор задерживали. Интересуемся у главного по транспорту, какая зарплата должна быть у водителей? Тот поначалу несколько мнется, ссылается на то, что у муниципального учреждения есть ограничения.
— Но все-таки, ваше личное мнение, ваша оценка — сколько надо платить человеку, чтобы он работал на таком месте?
— Моя оценка — примерно 80 тысяч, — отвечает Дмитрий Юрьевич. — Но неправильно сводить все к одной зарплате. Должны быть еще нормальные, человеческие условия: спецодежда, места для отдыха, гигиены. А сейчас ничего этого нет. Нужно решать этот вопрос. И зарплату тоже будем постепенно повышать.
Резервы есть? Есть!
Естественно, возникает вопрос, за счет чего появятся все эти «шурешки». Опять нагрузим бюджет? Козаков на этот вопрос отвечает отрицательно. Он ссылается на то, что резервы есть. К примеру, в часы пик люди массово не платят за проезд. Почему? Многие просто не в состоянии пробиться к валидатору, а кто-то банально пользуется толкучкой. Если наладить движение по графику, порядка, а, значит, и денег за проезд будет больше. И таких точек очень много.
А депутаты — согласны
Когда на комитетах обсуждался вопрос финансирования общественного транспорта, он не вызвал у депутатов особых возражений. Хотя, казалось бы, мы все видим ножницы: денег тратится уйма, а результат отрицательный, людям автобусов ждать приходится подолгу, у них срываются планы, а порой, не дождавшись, обозленные жители вынуждены отправляться до места назначения пешком или на такси.
«Соглашусь, что работа транспорта вызывает много нареканий, — говорит председатель бюджетного комитета Николай Гришин. — Мы решаем эту проблему, изменили структуру администрации, ввели должность специального заместителя главы администрации, теперь ожидаем изменения управления и, соответственно, результатов. Оценить эффективность принятых мер мы намерены на следующем отчете нового вице-мэра Дмитрия Козакова.
Вместе с тем хочу напомнить недавнее прошлое, когда по городу носились ржавые, грязные маршрутки, в салонах которых воняло бензином, чьи водители работали только за наличные и нередко хамили жителям. Слава Богу, громких аварий удалось избежать. Но это, я считаю, повезло. Поэтому выбор между безопасным, современным, чистым автобусом и неопрятной маршруткой, нарушающей правила, мне кажется, очевиден».