Калужская область стала одним из первых регионов, которым правительственная комиссия одобрила проекты для их получения. Хотя добиться таких выгодных кредитов непросто: комиссия одобряет только те проекты, которые точно приведут к развитию территорий, созданию новых рабочих мест, позволят строить новое жилье…
Калужская область «на суд» представила три проекта. Это строительство канатной дороги, которая свяжет две части Калуги, разделенные Окой; модернизация общественного транспорта в Обнинске; строительство современной межрайонной больницы в Козельске. Первые два проекта комиссия уже одобрила. Третий, больницу, предварительно тоже, хотя окончательное решение еще не приняли — проект надо доделать. «В общей сложности на улучшение городской среды, обновление муниципального транспорта и повышение качества медицинского обслуживания мы привлекаем более 11 млрд рублей, — подчеркнул губернатор Калужской области Владислав Шапша. — Из них бюджетные кредиты в случае одобрения составят 2 млрд 882 млн рублей».
Кредиты по ставке 3% годовых со сроком погашения 15 лет дают региону в целом. «Городу, во всяком случае, по тем условиям, которые действуют сейчас, выплачивать этот кредит не нужно, это обязательства областного бюджета, — отмечает мэр Татьяна Леонова. — Так что дополнительных трат из городской казны не потребуется, Обнинск просто получит эти средства на развитие».
Транспортные изменения
В Обнинске вопросов к городскому транспорту за последние годы накопилось множество. Маршрутки у большинства горожан ассоциируются с постоянным хамством и опасностью. Водители лихачат; банковские карты в маршрутках если и принимают, то неохотно; получить билет — это вообще что-то из области фантастики. Забастовки водителей так и вообще стали притчей во языцех. Рычагов, чтобы влиять на частных перевозчиков, у городских властей — и это тоже ни для кого не секрет — практически нет: ну, погрозят штрафом, пусть даже оштрафуют за несоблюдение расписания! Но проходит день-другой, и все проблемы снова всплывают на поверхность.
Конечно, городской общественный транспорт должен выглядеть совсем иначе. Во всем мире решение нашли только одно: развитый муниципальный транспорт. На муниципалов у городской власти всегда есть управа; работать вчерную, не выдавая билеты, не принимая проездные и банковские карты, городское предприятие не может и не будет. Таким же образом решается и вопрос с проездом льготников.
«Мы понимаем, что сейчас транспортных проблем в Обнинске очень много, — говорит Татьяна Леонова. — Очень важно, что и регион, и федерация поддержали наш проект. Чтобы все реализовать, надо приложить много усилий, сроки очень сжатые».
Берег Протвы – одно из мест, которые в будущем могут благоустроить за счет инфраструктурных кредитов
Добраться экологично
Для города купят сто автобусов на газомоторном топливе. Сто автобусов — это в три раза больше нынешнего автопарка ПАТП. «Сейчас у нас 33 автобуса, — говорит директор ПАТП Владислав Егоров. — И 19 из них уже старше 25 лет и давно выработали свой ресурс. Их не списали до сих пор только потому, что нечем было заменить».
Понятно, что простое увеличение количества автобусов ни к чему не приведет. «В Обнинске активно строятся новые районы, причем густонаселенные. В октябре и ноябре мы обсудим с жителями, как надо, и надо ли вообще, изменить существующие маршруты общественного транспорта, — рассказывает Татьяна Леонова. — Новую схему планируем принять до конца года. А уже в следующем году в Обнинск поставят новые автобусы».
Переход с обычных автобусов на газомоторные повлияет и на экологию, а конкретно — на качество воздуха. «Большинство загрязнений воздуха в регионе — это результат воздействия автомобильного и железнодорожного транспорта», — отмечает министр природных ресурсов и экологии региона Владимир Жипа. Газомоторный транспорт «нагружает» воздух гораздо меньше, чем бензиновый.
К слову, в Обнинске просчитывали, получится ли перейти на электробусы, как это уже сделали в Москве. «Но электробусы обошлись бы в четыре раза дороже, чем газомоторные автобусы, — говорит Татьяна Леонова. — Поэтому от такой идеи отказались».
Вопрос денег
Создание нормальной системы городского общественного транспорта, уверена Татьяна Леонова, — это одно из средств привлечь в город новые инвестиции, да и в целом «приподнять» экономику. Новые автобусы должен кто-то водить, кто-то обслуживать, а это — новые рабочие места и, соответственно, налоговые отчисления. «Обеление» платежей в автобусах тоже даст свой эффект. «И в принципе удобная транспортная сеть — это то, что, в свою очередь, привлекает инвесторов, — продолжает Татьяна Леонова. — В новых районах, куда легко добраться, открывают кафе, развлекательные зоны».
Водоснабжение и рекреационные зоны
Автобусы и изменение городского транспорта — это ближайшая перспектива. А что дальше? «Конечно, созданием нормального муниципального транспорта все проблемы в этой сфере не решить, — отмечает Татьяна Леонова. — Нам надо разбираться с Северным и Южным въездами. Если не получится их привести в порядок в рамках общей реконструкции Киевского шоссе, возможно, подумаем о привлечении инфраструктурного кредита».
Есть и другие, не менее масштабные проекты, на которые в перспективе Обнинск хочет получить кредиты. Это модернизация системы водоснабжения и создание нового водозабора. А еще — строительство новых и облагораживание уже существующих рекреационных зон. В частности, именно с помощью инфраструктурного кредита в будущем хотят привести в порядок берег Протвы.