На автобус надейся

Автор: 16 сентября 2021 950
Только треть нынешних муниципальных автобусов сейчас моложе 25 лет. В следующем году их будет, чем заменить Только треть нынешних муниципальных автобусов сейчас моложе 25 лет. В следующем году их будет, чем заменить

2022 год станет в Обнинске годом общественного транспорта: в городе появится сто (!) новых муниципальных автобусов. Их приобретут благодаря инфраструктурным кредитам

Калужская область стала одним из первых регионов, которым правительственная комиссия одобрила проекты для их получения. Хотя добиться таких выгодных кредитов непросто: комиссия одобряет только те проекты, которые точно приведут к развитию территорий, созданию новых рабочих мест, позволят строить новое жилье…

Калужская область «на суд» представила три проекта. Это строительство канатной дороги, которая свяжет две части Калуги, разделенные Окой; модернизация общественного транспорта в Обнинске; строительство современной межрайонной больницы в Козельске. Первые два проекта комиссия уже одобрила. Третий, больницу, предварительно тоже, хотя окончательное решение еще не приняли — проект надо доделать. «В общей сложности на улучшение городской среды, обновление муниципального транспорта и повышение качества медицинского обслуживания мы привлекаем более 11 млрд рублей, — подчеркнул губернатор Калужской области Владислав Шапша. — Из них бюджетные кредиты в случае одобрения составят 2 млрд 882 млн рублей».
Кредиты по ставке 3% годовых со сроком погашения 15 лет дают региону в целом. «Городу, во всяком случае, по тем условиям, которые действуют сейчас, выплачивать этот кредит не нужно, это обязательства областного бюджета, — отмечает мэр Татьяна Леонова. — Так что дополнительных трат из городской казны не потребуется, Обнинск просто получит эти средства на развитие».

Транспортные изменения

В Обнинске вопросов к городскому транспорту за последние годы накопилось множество. Маршрутки у большинства горожан ассоциируются с постоянным хамством и опасностью. Водители лихачат; банковские карты в маршрутках если и принимают, то неохотно; получить билет — это вообще что-то из области фантастики. Забастовки водителей так и вообще стали притчей во языцех. Рычагов, чтобы влиять на частных перевозчиков, у городских властей — и это тоже ни для кого не секрет — практически нет: ну, погрозят штрафом, пусть даже оштрафуют за несоблюдение расписания! Но проходит день-другой, и все проблемы снова всплывают на поверхность.

Конечно, городской общественный транспорт должен выглядеть совсем иначе. Во всем мире решение нашли только одно: развитый муниципальный транспорт. На муниципалов у городской власти всегда есть управа; работать вчерную, не выдавая билеты, не принимая проездные и банковские карты, городское предприятие не может и не будет. Таким же образом решается и вопрос с проездом льготников.

«Мы понимаем, что сейчас транспортных проблем в Обнинске очень много, — говорит Татьяна Леонова. — Очень важно, что и регион, и федерация поддержали наш проект. Чтобы все реализовать, надо приложить много усилий, сроки очень сжатые».

Берег Протвы – одно из мест, которые в будущем могут благоустроить за счет инфраструктурных кредитов

Добраться экологично

Для города купят сто автобусов на газомоторном топливе. Сто автобусов — это в три раза больше нынешнего автопарка ПАТП. «Сейчас у нас 33 автобуса, — говорит директор ПАТП Владислав Егоров. — И 19 из них уже старше 25 лет и давно выработали свой ресурс. Их не списали до сих пор только потому, что нечем было заменить».

Понятно, что простое увеличение количества автобусов ни к чему не приведет. «В Обнинске активно строятся новые районы, причем густонаселенные. В октябре и ноябре мы обсудим с жителями, как надо, и надо ли вообще, изменить существующие маршруты общественного транспорта, — рассказывает Татьяна Леонова. — Новую схему планируем принять до конца года. А уже в следующем году в Обнинск поставят новые автобусы».

Переход с обычных автобусов на газомоторные повлияет и на экологию, а конкретно — на качество воздуха. «Большинство загрязнений воздуха в регионе — это результат воздействия автомобильного и железнодорожного транспорта», — отмечает министр природных ресурсов и экологии региона Владимир Жипа. Газомоторный транспорт «нагружает» воздух гораздо меньше, чем бензиновый.

К слову, в Обнинске просчитывали, получится ли перейти на электробусы, как это уже сделали в Москве. «Но электробусы обошлись бы в четыре раза дороже, чем газомоторные автобусы, — говорит Татьяна Леонова. — Поэтому от такой идеи отказались».

Вопрос денег

Создание нормальной системы городского общественного транспорта, уверена Татьяна Леонова, — это одно из средств привлечь в город новые инвестиции, да и в целом «приподнять» экономику. Новые автобусы должен кто-то водить, кто-то обслуживать, а это — новые рабочие места и, соответственно, налоговые отчисления. «Обеление» платежей в автобусах тоже даст свой эффект. «И в принципе удобная транспортная сеть — это то, что, в свою очередь, привлекает инвесторов, — продолжает Татьяна Леонова. — В новых районах, куда легко добраться, открывают кафе, развлекательные зоны».

Водоснабжение и рекреационные зоны

Автобусы и изменение городского транспорта — это ближайшая перспектива. А что дальше? «Конечно, созданием нормального муниципального транспорта все проблемы в этой сфере не решить, — отмечает Татьяна Леонова. — Нам надо разбираться с Северным и Южным въездами. Если не получится их привести в порядок в рамках общей реконструкции Киевского шоссе, возможно, подумаем о привлечении инфраструктурного кредита».

Есть и другие, не менее масштабные проекты, на которые в перспективе Обнинск хочет получить кредиты. Это модернизация системы водоснабжения и создание нового водозабора. А еще — строительство новых и облагораживание уже существующих рекреационных зон. В частности, именно с помощью инфраструктурного кредита в будущем хотят привести в порядок берег Протвы.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены