Много автобусов
На протяжении всего года площадка предприятия постепенно заполнялась новенькими современными автобусами. МАЗы, КАМАЗы, Симазы, большого и среднего класса — всего 72 новых машины. Большинство из них — газомоторные, экологичные и экономичные.
Часть новых автобусов ездит по городу с прошлого года. Жители по достоинству оценили и их внешний вид, и «начинку» — комфортные и просторные салоны, USB-зарядки, «Доступную среду» — места для крепления инвалидной коляски, площадки для въезда маломобильных пассажиров.
В наступившем году планируется поставка еще 20 новых машин. Но остаются у предприятия и старенькие автобусы — порядка 20. Часть из них отслужили уже по 15-17 лет, и их спишут. Но некоторые «старички» останутся. Их будут использовать, например, чтобы возить сотрудников — на работу и с работы. «Не у всех водителей есть свой транспорт, а выйти на маршрут им нужно в 5 утра, — рассказывает директор ОПАТП Леонид Тюленев. — Заканчивают водители тоже поздно — либо после 12 ночи, либо в 4 утра, если смена ночная». Сейчас у ОПАТП только один корпоративный автобус, рассчитанный на сотрудников-обнинчан. Но штат предприятия уже заметно вырос и еще будет расти, многие водители из соседних городов — Малоярославца, Балабаново, Белоусово, Жукова. ОПАТП готово запустить служебный транспорт и туда, как только в одном из пригородов наберется более десяти сотрудников.
В новых автобусах есть все для удобства пассажиров, в том числе для маломобильных граждан...
Люди
В первую очередь нужны водители. До начала транспортной реформы их было 38. В 2022 году эта цифра перешагнула за 100. Сегодня нужно набрать еще порядка 60 человек, которые сядут за руль автобусов.
«Арифметика такая: на один автобус нужно 2,5 водителя, — объясняет директор ОПАТП Леонид Тюленев. — Чтобы они работали посменно, вовремя ходили в отпуск. К тому же, человек может заболеть, это тоже надо учитывать». Предприятие ведет активный набор сотрудников. Ждут как готовых специалистов, так и с нуля, на обучение. В прошлом году в ДОСААФе отучились две группы новых водителей. Следующую начнут набирать по мере получения новых маршрутов.
Кто приходит на работу? Как отмечают в руководстве ОПАТП, штат водителей за прошлый год сильно омолодился. Среди водителей ОПАТП есть и беженцы. Есть даже участник СВО, который уходил в зону боевых действий добровольцем. Приходят и те, кто раньше работал на маршрутках. Их берут, но условия строгие: грамотная русская речь, знание и соблюдение правил дорожного движения.
Кроме того, с этого года на предприятии вводится обязательная аттестация водителей каждые полгода — на навыки управления автобусом и психологической устойчивости при общении с пассажирами, знание и умение работать с дополнительным оборудованием автобуса...
По результатам аттестации водителям автобуса будет присваиваться определенный класс, увязанный с зарплатой.
Помимо водителей, ОПАТП очень нужны слесари и автоэлектрики — чтобы ремонтировать парк автобусов. В прошлом году предприятие получило статус сервисного агента на автобусы МАЗ — сотрудники ОПАТП прошли обучение и теперь сами могут ремонтировать эти автобусы. Но такой статус нужно получить и на другие машины.
Так как ОПАТП заинтересовано в новых кадрах, зарплата сотрудников увеличивается. В прошлом году средняя зарплата водителей ОПАТП выросла почти на 70% и превысила 60 тыс. рублей. А с этого года подняли и зарплату слесарям — с 35 до 50 тыс. рублей.
Ремонт
В прошлом году в ОПАТП начался капитальный ремонт. Его здесь не было с самого основания предприятия — с 70-х годов. Текущие крыши, холод, разваливающиеся стены, ржавая сантехника — много лет сотрудники ОПАТП работали в таких условиях. Менять пришлось буквально все — полы, потолки, окна, двери, сантехнику, трубы, все коммуникации. И прямо под Новый год сотрудники предприятия переезжали из старого, под снос, здания, в новые стены.
Модернизация
Помимо ремонта предприятие переживает и техническую модернизацию. Так, вскоре у ОПАТП появится современный диспетчерский центр и портальная мойка.
Сейчас водители сами моют автобусы. Но уже в ближайшее время этот процесс автоматизируют. Портальная мойка помимо прочих плюсов еще и экологичная. Это так называемая мойка закрытого типа — вода в ней используется несколько раз. После слива она попадает в большой резервуар, где очищается с помощью химических элементов, и подается на мойку следующий автобус.
А в новой диспетчерской установят четыре монитора по 42 дюйма каждый — матрица почти на всю стену. Экраны позволят видеть всю картину движения муниципального транспорта в городе в реальном времени — как живой организм. И диспетчеры смогут оперативно реагировать на сдвиги в расписании.
Гаджеты
В прошлом году ОПАТП совместно с партнерами разработали интерактивный сервис, где можно отслеживать движение автобусов в режиме реального времени. В приложении «ТОК» можно посмотреть, во сколько тот или иной автобус приедет на конкретную остановку. Недочеты в работе приложения еще есть — иногда перестают отображаться старые автобусы. Но благодаря откликам жителей, скоро их отображение станет бесперебойным.
С помощью приложения «ТОК» движение автобусов
можно отслеживать в режиме реального времени
Также в 2022 году ОПАТП выпустило проездные в виде брелков, браслетов и накладок на телефон с возможностью онлайн-пополнения. Новые транспортные гаджеты понравились жителям, особенно детям и подросткам — всегда под рукой и не потеряешь.
Обнинцам предлагают проездные на любой вкус —
карта, брелок, браслет или накладка на телефон
Разрабатываются и виртуальные проездные. Их можно будет приобрести все в том же приложении «ТОК» и использовать как при бесконтактной оплате телефоном. Купить такой проездной можно будет в личном кабинете пассажира. Сейчас сервис тестируют. В планах также интегрировать виртуальные проездные с транспортной системой Калуги.
Маршрутная сеть
Вместе с транспортной реформой в городе решили также полностью поменять маршрутную сеть. Старые маршруты во многом устарели — в одних частях города дублируются, а в новых микрорайонах и вовсе отсутствуют. Разработку проекта новой маршрутной схемы по конкурсу выиграла Высшая школа экономики, конкретно входящий в нее Институт экономики транспорта и транспортной политики. Подобных обнинскому проектов они реализовали немало. В числе недавних и наиболее крупных — планы управления пассажирскими перевозками к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в Калининграде и Волгограде. В этом году аналогичную проработку с маршрутами институт делал для трех трамвайных проектов — в Ярославле, Саратове и Липецке — прямо сейчас там начинаются масштабные реконструкции всей трамвайной системы, с полным обновлением парка и корректировкой движения, как в Обнинске.
Многие жители также задались вопросом: почему же обнинцы сами не стали проектировать маршруты? В первую очередь, как говорят управленцы, нужно смотреть на профессиональные качества, а не на «прописку».
Предлагаемые изменения не перевернут «с ног на голову» транспортную систему Обнинска, но сделают ее более удобной для пассажиров и более экономичной — для города. Чтобы одни автобусы не ездили переполненными, а другие — пустыми.
Решить эту задачу поможет переход с кругового на радиальное движение автобусов. Предполагается, что туда и обратно они будут ходить по прямой, а не вкруговую. Это позволит сократить интервалы между приходом автобусов на остановку и грамотно распределить их по маршруту.
Кроме того, новая маршрутная схема рассчитана на машины большого и среднего класса, которые появились у Обнинска. Один автобус на 100 человек — это пять Газелей. То есть одна машина заменяет пять — меньше пробок, меньше загрязнение воздуха.