Новые автобусы
Полтора года прошло с начала большой транспортной реформы в Обнинске. И сейчас она фактически близка к завершению. Город получил инфраструктурный кредит, закупил 92 новых автобуса — умные и экологичные машины заполнили дороги города. Почти полностью перезагрузили маршрутную сеть. Масштабные изменения произошли и на самом ОПАТП — ремонт базовых цехов предприятия, цифровизация процессов. Но на достигнутом останавливаться не планируют. Дальше — больше.
Новые маршруты
▲ Новые маршрутные схемы составляли с участием горожан
Ко Дню города администрация Обнинска запустит три новых маршрута, 1, 2 и 3. Все они по конкурсу отошли ОПАТП. Новые маршруты заменят 17-й, 18-й и 19-й, которые с 1 августа перестанут существовать.
Первый маршрут — совсем новый. Он станет транспортной артерией через весь город (от 2-й промплощадки ФЭИ до Экодолья). Так как он «побежит» по Ленина, это будет еще и самый быстрый маршрут.
Маршруты 1а и 1б, которые ходили по Киевке, переименовывают в 11-й.
Маршрут №2 заменит 2 АБЗ, 2 КГ и частично 17-й маршрут. Отныне «двойка» будет ходить от АБЗ до ИАТЭ (по Ленина и Маркса).
Похожая история с третьим маршрутом. Он заменит 3 КГ, 3 АБЗ и 18-й маршрут. «Тройка» «побежит» от Кончаловских гор до Экодолья. На этот и первый маршрут пустят автобусы средней вместимости — голубые МАЗы. Забавный факт — по документам они считаются зелеными.
А на второй маршрут выйдут большие автобусы.
Новые маршрутные схемы для Обнинска составляли специалисты ВШЭ с учетом мнения горожан. «Рихтовали» долго. И тем не менее, по словам директора ОПАТП Леонида Тюленева, для того, чтобы довести маршруты и расписание до идеала, потребуется какое-то время. «Большая глобальная корректировка уже произошла, а дальше будет точечная. Когда все заработает в полную силу, мы сможем увидеть тонкие места и скорректировать их», — говорит он.
Обнинцы с глобальными переменами еще свыкаются. Одно из самых ощутимых изменений — многие маршруты из круговых стали прямыми. Некоторые жители столкнулись с тем, что теперь на привычном пути придется делать пересадку.
В ОПАТП проблемы в этом не видят и советуют пассажирам покупать безлимитный проездной. Сегодня его стоимость — 800 рублей. Простая математика: если человек ездит даже только на работу и с работы — 22 рабочих дня, всего выходит 44 поездки, каждая из которых обходится всего по 18 рублей. Выгодно? Вполне. Как отмечают в ОПАТП, эту опцию по достоинству оценили студенты ИАТЭ — они самые активные покупатели проездных. Тем более что сейчас их можно купить, не выходя из дома — в приложении.
Новые люди
▲ На предприятие приходят новые люди — вежливые, ответственные, аккуратные.
На фото — водитель Денис Осипчук
Уже не первый год ОПАТП активно набирает и обучает водителей на категорию Д. В ДОСААФе скоро стартует обучение четвертой группы новичков. За год взяли 57 человек. Но этого по-прежнему недостаточно. К тому же, 18 человек с начала года ушли — кто-то по семейным обстоятельствам, кто-то из-за нагрузки (старшее поколение). В целом, штат водителей сейчас омолаживается, отмечают на предприятии. За «баранку» новых автобусов садятся не только обнинцы, но также водители из Боровска, Малоярославца и Белоусова.
Но в ОПАТП стремятся не только количественно нарастить штат. «Мы пытаемся набрать и вырастить из новобранцев водителей-профессионалов. Которые аккуратно ездят, умеют общаться, психологически устойчивы, вежливы, не пренебрегают должностными инструкциями, выполняют обязательства выходить на остановках и помогать женщине с коляской или маломобильным гражданам, — отмечает Леонид Тюленев. — Количеством мы не возьмем — если наберем плохих водителей, жалобы останутся, а то и возрастут».
Такая кадровая политика уже приносит свои плоды — порядочность сотрудников ОПАТП обнинцы отмечали не раз. Например, не так давно мы писали про водителя Дениса Осипчука, который за один день вернул пассажирам два дорогостоящих смартфона, которые те забыли в автобусе. И таких историй немало.
Кроме водителей, ОПАТП набирает также ремонтников, слесарей, автоэлектриков — по тому же принципу, что и водителей. Напомним, сотрудники ОПАТП ездят на обу-
чение на заводы-производители автобусов. Так обнинский перевозчик уже имеет статус сервисного центра МАЗ. Вскоре должны получить такой еще и от КАМАЗа.
Новая база
▲ Новая автомойка. Эффективная и экологичная
Благодаря большой реформе, отремонтировали и базовые цеха ОПАТП. Предприятие было в ужасающем состоянии. Текущие крыши, разваливающиеся стены, ржавая сантехника — все это реальность, в которой еще до недавнего времени существовало ОПАТП. Здания 70-х годов постройки не знали капитального ремонта с момента основания предприятия. И вот, к концу этого месяца здесь завершат масштабный ремонт.
Во-первых, на территории ОПАТП полностью заменили асфальт. А это, на минуточку, 3,2 га площади! На это ушло почти 39 млн рублей. На ремонт четырех зданий в рамках инфраструктурного кредита потратили еще 60. Сюда входят капремонт крыши, водоснабжения и водоотведения, вентиляции, ремонт в санузлах, ремонтных цехах, диспетчерской, а также установка новых откатных ворот с ручным управлением. Но это еще не все.
Еще на предприятии заработала новая мойка для автобусов. Это мойка проездного типа с пропускной способностью мойки бортов порядка 30 автобусов в час. Кроме того, она экологичная — с системой оборотного водоснабжения — то есть использованную воду тут же очищают с помощью фильтрации и используют повторно.
Буквально на днях запустят обновленную оцифрованную диспетчерскую. В современном помещении установили четыре монитора по 42 дюйма каждый. Эти экраны позволят видеть всю картину движения муниципального транспорта в городе в реальном времени — как живой организм. И диспетчеры смогут оперативно реагировать на сдвиги в расписании.
Одно из самых изношенных и ветхих зданий ОПАТП в ближайшее время снесут. В будущем на его месте появится стационарная газовая заправка, на которой смогут заправляться не только автобусы, но и все желающие.
Тиражировать опыт
▲ Обнинские цифровые решения произвели большое впечатление на выставке
«Цифровая индустрия промышленной России»
Для обнинцев новые транспортные блага — уже обычная реальность. А для других регионов — диковинка. Недавно наш автобус в полной «начинке» выставляли на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» в Нижнем Новгороде. И посетители поражались всей этой уйме современных систем и датчиков — камеры, мониторы, счетчики пассажиропотока, система информирования пассажиров, валидаторы и зарядки для смартфонов. Причем, что особо удивило высоких гостей — а это были заместители федеральных министров — Обнинск привез не выставочный образец, а работающую на линии машину.
Наукоград поделился опытом с другими регионами и показал результаты работы федеральным министрам. Но интерес представляет не столько сама «начинка» автобусов, сколько как все это сводится в единую систему — в режиме онлайн все данные поступают диспетчерам, которые могут напрямую влиять на ситуацию на дороге (посмотреть, что происходит в автобусе, где и сколько людей зашло и т.д.).
Опытом ОПАТП заинтересовались, например, Калининград, Ярославль, Великий Новгород — активно интересовались, что и как устроено. Но далеко ходить и не нужно. Новые автобусы сейчас закупает Калуга — больше ста машин. И их «начинку» собираются сделать один в один, как в Обнинске.
В августе в областной столице тоже пройдет конференция «Цифровая эволюция». И там планируется показать еще более современный автобус. В рамках пилотного проекта с несколькими компаниями одну из новых машин предприятия дооснастят системой слежения за состоянием водителя — его усталостью, стилем вождения. Также в автобус поставят оборудование, которое подсветит водителю «мертвые зоны», камеру, которая будет следить за соблюдением ПДД, а еще Face id для оплаты проезда. А обнинцы увидят суперавтобус первыми — его планируют запустить ко Дню города.