Бесплатная пересадка — адаптационный механизм к внедрению новой маршрутной схемы. Маршруты поменялись значительно. И если часть обнинцев теперь могут доехать до места на одном автобусе, а не на двух, как раньше, то для других жителей, наоборот, потребуется пересадка. Таким людям предоставленная возможность очень важна.
А еще власти на неделю сдвинули срок запуска новых маршрутов — №1, 2 и 3, которые связали Старый город с Заовражьем и ИАТЭ. Причина та же самая — люди должны привыкнуть, посчитать, какой вариант оплаты им более выгоден — обычной транспортной картой, обычным проездным билетом или льготным, кому он положен. Опять же для оформления нужно время.
Новая дата старта — 5 августа. И обнинцам дадут возможность бесплатно протестировать новые маршруты в течение трех дней.
На этом изменения не закончатся. Будут и еще. Так, с 12-го августа вместо 12-го и 13-го маршрутов начинают работу новые — 4а и 4б. С остальными маршрутами можно ознакомиться на сайте обнинской администрации (http://admobninsk.ru) .
Сама схема вызвала у обнинцев неоднозначную реакцию. Кому-то она понравилась. Но у многих горожан она вызвала резкую критику. Мы попробовали разобраться в претензиях и получить ответы на самые острые вопросы жителей у экспертов, которые, собственно, эту схему и разрабатывали.
Кто выиграл, а кто проиграл?
Светлана С. вместе с сыном живет в Экодолье. Нет, не в большом фешенебельном доме, а в обычном таунхаусе. Осенью этого года муж ушел в зону СВО по мобилизации. На женщину, конечно, легло немало забот. «Когда муж был дома, он отвозил ребенка в школу, на кружки или в поликлинику, — рассказывает Светлана. — Я же водить машину не могу. Ездим с сыном на автобусах. Раньше уехать в город из Экодолья было проблематично. Но привыкли — когда сюда переехали, понимали, что будет непросто в плане транспорта. И вот огромный подарок — новые маршруты. Сел и уехал из поселка, куда надо. Раньше об этом только мечтали. А теперь к новому учебному году сына приучаю самостоятельно ездить на автобусах».
Рады новой схеме и супруги Тепловы. Они живут на улице Королева. На автобусах ездят редко — все больше пешком,потому что автобусы в их районе вообще не ходят. Теперь же в районе улицы Звездная проложен новый маршрут.
А вот Людмила К. из ЖК «Олимп» возмущена до предела. С сыном-инвалидом она часто ездит в центр «Доверие». С новой схемой добраться туда стало сложнее.
Негодуют и жители 52-го мкр, домов возле «Титаника». «Как нам теперь добираться до Старого города? — возмущается Елена К. — Только с пересадками. Почему о новых районах подумали, а про нас решили забыть?».
«Я прекрасно понимаю недовольство части жителей, — говорит один из разработчиков схемы, научный сотрудник Высшей школы экономики Александр Рыжков. — Маршрутная схема принципиально не менялась на протяжении десятилетий. Но за это время город вырос, и уже требуются корректировки. Приведу же сухие факты. В транспортной схеме есть такое понятие — пешая доступность. Это расстояние от дома до остановки. По нормам оно составляет 500 метров. То есть человек преодолевает это расстояние за несколько минут. Теперь 5 000 обнинцев получат такой доступ к общественному транспорту. Это жители Заовражья, а также улиц Звездная и Королева. При этом общая доступность выросла с 85% до 89%.
Хотел бы пояснить: мы не делаем комфортно одним горожанам за счет других. Идёт общая оптимизация транспортной схемы. Там, где совсем нет транспорта — он появится, а там, где транспорта много, но нет соответствующих пассажиропотоков — схема будет пересмотрена».
К слову, как пояснили разработчики, есть резервы для некоторых корректировок. Речь идет о новом предлагаемом маршруте №7, который как раз проходит по улице Гагарина (через район «Титаника»). В перспективе ничто не мешает продлить его в Старый город.
Почему нельзя оставить старые маршруты, а к ним просто добавить новые?
— Это другой частый вопрос, который обнинцы адресуют и властям города, и разработчикам схемы. И вправду. «Двойка» и «тройка» ездят по кругу с 70-х годов. Эти маршруты росли вместе с Обнинском. Зачем их сделали радиальными? — задаем вопрос Рыжкову.
— Это самые привычные маршруты для горожан — можно сесть на автобус и объехать по кольцу весь город, — соглашается разработчик. — Тогда, в 70-х, очень много обнинцев работали в ФЭИ. Чтобы сотрудники могли добираться до места работы, и пустили эти маршруты. Но город рос, география поездок изменилась, необходимость перевозок в район Старого города была неизменной или даже снижалась, а в район улиц Маркса, Энгельса, Северного въезда возросла. При этом транспортная петля оставалась незыблемой.
То есть город настолько вырос, что оставлять движение по одной петле очень сложно. И что важно — это ненадежный вариант. Сегодня эти маршруты настолько длинные, что любой сбой в начале движения означает потерю регулярности на долгое время. Возникают периоды, когда интервал возрастает до 20-30 минут.
Есть и экономический аспект. Длинные маршруты — дорогие. Если говорить конкретнее: стоимость одного километра пути автобуса — примерно 150 рублей. За год это десятки миллионов. То есть если бы мы к существующим схемам добавили новые маршруты, это существенно увеличит стоимость проездного билета.
— Горожане говорят, что составители далеки от реалий города.
— За время работы мы успели хорошо изучить город и особенности работы транспорта. Вместе с командой изъездили город на автобусах, как говорится, вдоль и поперек, в часы пик. Считали пассажиропоток. Изучили каждую улицу. Изучили пешеходную доступность каждого остановочного пункта, чтобы наглядно понять, как далеко придется идти горожанам до автобусов. И опять к цифрам: 88% поездок остаются без пересадок — так же, как и было до внедрения новой схемы.
— Еще люди не понимают, зачем ввели новые номера на маршрутах.
— Мы хотели вернуть городу исторические номера маршрутов. Так, вернули исторические номера №№4 и 9 для кольцевых маршрутов. Буква «а» означает движение транспорта по часовой стрелке, «б» — против. Что до маршрутов, которые пустили в эти выходные — №№1, 2, 3 — это первые новые маршруты, которые связывают старый и новый Обнинск. Новые номера маршрутов значительно логичнее, чем существующие. И схема общественного транспорта будет понятнее для новых пассажиров — тем, кто ей еще не пользуется.
Расписание
Это еще одна болевая точка. Люди справедливо негодуют из-за срывов рейсов — порой приходится ждать автобуса по 20-30 минут. А ведь разработчики заявляли, что интервал движения составит всего 10 минут. «К сожалению, задержки происходят из-за дефицита водителей, — поясняют в администрации города. — ПАТП получил новые автобусы, но водителей пока не хватает. Сейчас предприятие ведет активную работу по набору сотрудников».
А специалисты ВШЭ при разработке транспортной схемы работали и над новым расписанием. «Расписание маршрутов №№1, 2 и 3 скоординировано на участках, где они едут совместно — в Старом городе, — продолжает Александр Рыжков. — Это значит, что не будет ситуаций, когда сразу несколько автобусов подходят к остановке, а потом люди будут вынуждены стоять и ждать. То есть транспорт будет подходить равномерно. Такая же система будет действовать и на маршрутах №8 и 21 на Киевском шоссе. Кроме того, мы внесли в расписание движения автобусов и прибытие ночных рейсов электричек».
Разработчики рассчитывают, что через полгода горожане уже привыкнут к новой схеме и увидят ее преимущества. Они уже сталкивались с подобным первоначальным неприятием и в других городах. Так, Александр Рыжков рассказывает о том, как работали над изменением транспортной схемы в Волгограде, Калининграде, Ярославле, Саратове и других городах. Поначалу местные жители сопротивлялись изменениям, а потом привыкали и видели серьезные преимущества. Очень надеемся, что эта история повторится и в Обнинске. Время покажет.