Раз, два, три!

Автор: 03 августа 2023 1201
Со Старым городом новые районы свяжет сеть из четырех маршрутов — №1, 2, 3 и 7. Новый маршрут №7 запустят с 10 августа Со Старым городом новые районы свяжет сеть из четырех маршрутов — №1, 2, 3 и 7. Новый маршрут №7 запустят с 10 августа

Завтра, 5 августа, в Обнинске заработают три новых маршрута — №1, 2 и 3. Три дня горожане будут пользоваться ими совершенно бесплатно

Сделано это для адаптации к новой маршрутной сети — обнинцы должны, что называется, на собственном опыте убедиться, как работают новые правила. И, к слову, именно по этой причине — людям нужно время подготовиться к изменениям — запуск новых маршрутов был отодвинут на неделю (первоначально их собирались открыть в День города). Также всю последнюю неделю горожанам буквально «из каждого утюга» рассказывали об изменениях и отвечали на их вопросы по новой транспортной схеме.

К слову, именно такое поручение дал губернатор области Владислав Шапша обнинским властям: «Конечно, изменения привычного уклада жизни всегда воспринимаются людьми с осторожностью. Я еще раз обращаюсь к руководству Обнинска с предложением внимательнее относиться к пожеланиям жителей, информировать шире и дать возможность получить людям ответы на те вопросы, которые они задают».

Плюс 15 минут

Новые маршруты значительно перекраивают прежнюю схему. И если против «народного» маршрута №1, который связывает Старый город и новые районы вплоть до Экодолья, никто особо не возражает, то перевод «двойки» и «тройки» с привычного кольцевого вида на радиальный вызвал серьезную критику у многих горожан. Соцсети наполнились недовольством: как теперь с 52-го в ФЭИ добираться? Как уехать с Курчатова к «Олимпу»? Ответ только один: с пересадкой. Так что же, получается, людям теперь придется платить вдвое против прежнего, чтобы доехать до привычного места?

«Я понимаю опасения людей, в том числе связанные с возможной переплатой, — подчеркнул Владислав Шапша. — Но я знаю, что предприняты меры, чтобы пересадки были бесплатными».

И это действительно так. Принято решение, что ВСЕ пересадки на автобусах ПАТП будут бесплатными. Правда, есть ограничения: вы оплачиваете проезд любым безналичным способом — банковской, транспортной картой или же смартфоном с использованием специального приложения ТОК, пересаживаетесь на другой маршрут и снова прикладываете ту же карту или смартфон к валидатору. Деньги не будут списываться, если прошло не более 45 минут после первой оплаты. Поначалу власти объявляли о 30 минутах, но потом решили раздвинуть границы.

«Мы просчитали, 45 минут с запасом должно хватить на пересадку по любому маршруту, — утверждает руководитель управления транспорта и связи горадминистрации Анна Еремина. — Автобусы у нас следуют с интервалом 7-10 минут в час пик и 15-20 минут в иное время. Так что все успеют пересесть».

У журналистов, впрочем, возник вопрос: известно, что в ПАТП не хватает водителей. Поэтому автобусы сбиваются с расписания. Что делать в таком случае? «Новая транспортная схема, — сообщил директор МП ОПАТП Леонид Тюленев, — требует для обеспечения движения по расписанию меньшего количества машин, а следовательно, и меньшего числа водителей. Сейчас мы предприняли ряд усилий, чтобы укомплектовать штат водителей. Обучаем в ДОСААФ уже пятую группу, ввели материальное стимулирование стажеров, чтобы сразу их заинтересовывать в работе. Результат есть». К слову, зарплата водителей в ПАТП довольно высокая — на руки люди в среднем получают почти по 80 тысяч.

Мэр города Татьяна Леонова обсуждает новую маршрутную сеть с жителями прямо во время движения

Оптом дешевле

Как известно, проезд в автобусе стоит для обычного человека 25 рублей. Если ездить только на работу и обратно и больше никуда, получится не менее 1 000 рублей в месяц. А обычный месячный проездной — 800 рублей.

При этом множество людей могут пользоваться льготными билетами. Школьники до 14 лет ездят в транспорте вообще бесплатно, а, например, пенсионерам ежемесячный проездной стоит 100 рублей. Правда, пенсионерам приходится ежемесячно переоформлять транспортную карту — идти для этого на Королева, 15 или Железнодорожную, 6. Хлопотно. Нельзя ли увеличить этот срок, ну, например, на квартал? Поначалу в транспортном управлении говорили, что этого делать не стоит — льгота дается только обнинцам, люди часто меняют место регистрации, город не должен тратиться на приезжих и т.л. Но глава администрации Татьяна Леонова дала поручение увеличить срок до квартала. Сейчас над этим идет работа.

Платить можно по-разному

Оформить пластиковую карту можно в трех точках города — на Железнодорожной, 6, Королева, 15 и Красных Зорь, 8. Однако в наш век цифровизации далеко не всем захочется ножками топать в пункт оформления. Да и не надо! Потому что цифровое сопровождение общественного транспорта в Обнинске на очень высоком уровне.

Почти 10 тысяч горожан, как рассказал руководитель цифрового оператора ПАТП Михаил Катунцев, являются активными пользователями мобильного приложения ТОК. Раньше эта аббревиатура расшифровывалась так: транспортная обнинская карта. То есть изначально думали просто создать электронный кошелек для оплаты проезда. Но очень скоро мобильное приложение стало обрастать новыми и новыми функциями. По нему можно найти ближайшую остановку с учетом геолокации, составить маршрут до нужной точки, увидеть, когда подойдет автобус, выпустить транспортную карту, пополнить ее деньгами и так далее.

Скачать приложение можно по qr-коду, их размещают прямо на остановках. Сервис высоко оценен в минтрансе, обнинский опыт распространяют на область, так что скоро ТОК будет расшифровываться по-новому: Транспорт-Обнинск-Калуга, и пользоваться приложением и всеми его ресурсами, включая электронный кошелек, можно будет не только в наукограде, но и в областной столице.

Город растет — транспорт следом

И все-таки: почему нельзя было оставить все как есть, как было 50 лет назад? Ответ прост: и 50, и 20 лет назад Обнинск был существенно меньше. Постепенно он рос, а вслед за ним росло кольцо «двойки» и «тройки». Но бесконечно это продолжаться не могло. И Обнинск уже зашел за черту, когда круговые маршруты вокруг города могут быть функциональны и эффективны. Сложился перекос: где-то густо, а где-то пусто.

«В транспортной схеме есть такое понятие — пешая доступность, — объясняет научный сотрудник Высшей школы экономики Александр Рыжков. — Это расстояние от дома до остановки. По нормам оно составляет 500 метров. По новой маршрутной схеме 5 000 обнинцев дополнительно получат такой доступ к общественному транспорту. Это жители Заовражья, а также улиц Звездная и Королева. Там, где совсем не было транспорта — он появится, а там, где транспорта много, но нет соответствующих пассажиропотоков — схема пересмотрена. Общая доступность в результате выросла с 85% до 89%».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены