Сдвиг по фазе

Автор: 10 октября 2024 3511
Расписание горожан хотят подстроить под работу муниципального автотранспорта, на который не иссякает поток жалоб Расписание горожан хотят подстроить под работу муниципального автотранспорта, на который не иссякает поток жалоб

В Обнинске готовятся к новой транспортной реформе. И она может оказаться куда серьезнее предыдущей, которая прошла полтора года назад и которая предельно разочаровала горожан

 

Шаг предлагается более чем радикальный: перенастроить график работы крупных предприятий, чтобы снизить нагрузку на общественный транспорт в часы пик. Иными словами, подверстать жизнь горожан под сложившуюся систему работы автобусов, а не наоборот — добиться нормальной работы муниципального автотранспорта с учетом нужд обнинцев. Как к этой идее отнеслись в наукограде?

На бумаге — гладко!

Буквально на этой неделе областные власти с гордостью отчитались о результатах транспортной реформы в наукограде, назвав ее примером для всех. Обнинск первым в регионе использовал механизм инфраструктурного кредита. Закупили 93 новых автобуса, провели техперевооружение подвижного состава, отремонтировали муниципальное автотранспортное предприятие, внедрили цифру. По мнению губернатора Владислава Шапши, эффект от транспортной реформы как примера внедрения новых технологий, должен быть заметен каждому. Только вот ситуация в Обнинске — отнюдь не хрестоматийная. Уже больше года горожане просто стонут из-за сбоев в расписании автобусов и длительных интервалов в их движении.

Тришкин кафтан

Причину людям объяснили просто — кадровый голод. И в ПАТП делали многое, чтобы с ним справиться, включая обучение водителей. Значимого результата не последовало. Тогда власти пошли на то, чтобы резко поменять расписание, убрав мало заполненные ночные рейсы в пользу движения в часы пик. Но и это не помогло, вызвав дополнительное напряжение среди горожан, которые стали не успевать на первую электричку или, наоборот, не могли сесть в автобус, приехав с последней. Расписание двигали и так, и эдак еще несколько недель. Но тришкин кафтан никак не желал застегиваться.

Вот почему Вячеслав Лежнин, придя на должность мэра, обозначил транспортную проблему как одну из основных. Как ее решать? Он ввел должность вице-мэра по транспорту (место до сих пор пустует) и предложил изменить работу части крупных предприятий, чтобы «размазать» пассажиропоток с привычного часа пик на более длительное время: так люди не будут опаздывать на работу из-за срыва расписания автобусов. Месяц назад это прозвучало как идея для обсуждения.

 

власти
Городские власти считают проблему с транспортом в Обнинске одной из ключевых

 

«Транспортная реформа 2.0»

Но после консультаций с руководителями некоторых предприятий в городе власти объявили, по сути, «Транспортную реформу 2.0» уже в качестве свершившегося факта. Кратко ее содержание таково: необходимо изменить график работы отдельных крупных предприятий. А вместе с ними изменится и режим работы некоторых социальных учреждений, прежде всего школ и детских садов. Управлению образования поручено определить точки напряжения — школы, где дети опаздывают на уроки из-за срыва автобусных рейсов. А также утрясти последние вопросы с руководством крупных предприятий города. По мнению властей, это необходимая мера.

Сдвигать нельзя оставить

Как отреагировал город? Многие руководители предприятий воспринимают реформу с пониманием: им надо выполнять госзаказ, а потому проще сдвинуть рабочий график, чем терпеть опоздания сотрудников. Например, в ОНПП «Технология» считают, что административный персонал вполне может начинать трудиться не в 8 утра, как обычно, а в 9 или даже полдесятого. Ну, и заканчивать, соответственно, на час-полтора позже. Тем более, что проблема с городским транспортом для предприятия на сегодня еще не самая сложная — впереди реконструкция трассы М3, где расположена «Технология», и расшить эту задачу будет гораздо труднее.

Руководство ФЭИ тоже готово к сдвигам. Из-за того, что транспорт ходит плохо, есть производственные трудности. Хотя в ФЭИ считают, что проблем общественного транспорта в целом так не решить.

К тому же изменение начала рабочего дня предприятий — лишь вершина айсберга. За ним, как в домино, последует сдвижка всего распорядка жизни горожан. Ведь надо отвести ребенка в детсад и забрать его оттуда, проводить младшего школьника на кружок, проверить уроки у старшего и т.д., и т.п. А если работа заканчивается в семь, когда садик закрывается? Придется менять и его расписание? Сдвигать занятия в школах? Перекраивать расписание спортивных секций или попросту бросать их?

«Распорядок дня горожан выстраивался годами, — считает председатель Совета директоров Обнинска, генеральный директор завода «Сигнал» Валентин Родионов. — У людей есть не только производственные задачи, но и бытовые обязанности, у всех есть семьи, дети, с ними нужно заниматься, надо уделять время пожилым родственникам, да и себя поддерживать в форме, занимаясь спортом, в конце концов. Более того, даже биологические часы людей настроены на их рабочий график, и двигать их без крайней необходимости небезопасно для здоровья. Считаю, что такая реформа не только не просчитана, но и не продумана. Что до завода «Сигнал», то мы ничего двигать не собираемся».

Успеть до звонка

«Нужен системный анализ детской и взрослой логистики, — уверена директор лицея «Держава» Оксана Копылова. — Такие изменения требуют точных расчетов. Но даже малейший сдвиг в образовательном процессе пусть даже на полчаса, чреват нарушением работы всей системы дополнительного образования». По мнению Оксаны Николаевны, необходимо просчитать все плюсы и минусы. Но минусы очевидны, как ни крути — сбой в расписании жизни родителей и детей. И как следствие — снижение качества жизни.

Такого же мнения придерживается и директор школы №17 Светлана Чубарова: «Утреннее время — самое продуктивное для занятий ребенка. Менять его мы не будем. Кроме того, в школу ходят дети, проживающие в шаговой доступности. Если кто-то живет в других районах города и опаздывает на уроки из-за задержки автобусов, можно перейти в ту школу, которая находится вблизи дома».

Директор школы №18 Ирина Марутина тоже против любых изменений в устоявшейся системе расписания. Как отмечает Ирина Николаевна, школа построена для жителей Заовражья, и 97% учеников проживают в непосредственной близости к школе. Поэтому такие сдвиги не являются необходимыми.

Обнинцы в социальных сетях говорят о том же, только гораздо резче и бескомпромисснее. Новость о «перенастройке» горожане восприняли в штыки: «Ломать — не строить». Транспортная система города работает из рук вон плохо, и подлаживать под эту больную историю жизнь всего Обнинска люди считают неправильным.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены