Умный, обнинский, первый

Автор: 17 августа 2023 1131
Возможности умного автобуса высоко оценил министр цифрового развития РФ Максут Шадаев Возможности умного автобуса высоко оценил министр цифрового развития РФ Максут Шадаев

На форуме «Цифровая эволюция» в Калуге Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие представило «умный» автобус. В чем его особенность и почему Обнинск снова первый?

 

Недавно Калуга стала площадкой крупнейшего события в сфере цифровых технологий — на форум «Цифровая эволюция» съехались айтишники со всей страны. ОПАТП со своим умным автобусом встречал гостей буквально с порога. С виду обычный «Нефаз» оказался отнюдь не так прост — современные цифровые системы и датчики знают про водителя и пассажиров буквально все.

Четыре ноу-хау

Тем, что автобус умеет считать пассажиропоток — сколько человек зашло и вышло, сколько из них оплатили проезд — обнинцев уже и не удивишь. Это «могут» все наши новые автобусы. Но есть несколько новых опций, которые пока тестируются в единичном экземпляре, но вскоре также появятся на всех автобусах. Например, система контроля за водителем — она следит, пристегнут ли он, не отвлекается ли от работы — на разговоры по телефону, курение и т.д.

Еще одно ноу-хау, которое представили в Калуге — большая камера на лобовом стекле автобуса, которая следит за нарушением ПДД другим транспортом, который встречается на пути автобуса. Как поясняют в ОПАТП, система работает по аналогии с Парконом, и водителям будут приходить вполне себе реальные штрафы, например, за парковку в зоне автобусных остановок. Власти города и ОПАТП не раз обращались к водителям с просьбой не мешать подъезду общественного транспорта к остановкам. Но часто их просто не слышат. Теперь все будет по-другому. Скоро водителей, не соблюдающих правила, будут наказывать рублем.

Еще выставочный автобус оборудован системой «Умный город» — это большое подспорье маломобильным гражданам. Они устанавливают на телефон приложение или же носят специальный брелок, и когда к остановке подъезжает нужный автобус, получают оповещение. «Видит» маломобильного пассажира благодаря системе и водитель — она показывает, что на данной остановке нужна помощь с посадкой человеку.

Четвертая фишка — в удобство пассажирам. Система Face ID позволяет оплачивать проезд, не доставая руки из карманов — с помощью лица. Вы просто «привязываете» свою фотографию к банковской карте в приложении и расплачиваетесь за проезд, взглянув в камеру. Разумеется, все это делается исключительно на добровольной основе.

Все это не что-то невероятное из будущего, но уже наша реальность. Еще некоторое время оператор будет тестировать и доводить до ума цифровые опции.

Единый организм

По словам директора ОПАТП Леонида Тюленева, сказать, что подобные цифровые системы не используются нигде, нельзя. Например, камеры ГИБДД, которые следят за ситуацией на дорогах, действительно мало где стоят — буквально в трех городах страны, но они есть. Система Face ID сейчас тестируется в московском метро. «Мы не уникальны, мы просто эти системы собрали воедино и благодаря хорошему программному обеспечению все данные собираются в одном месте. Это очень удобно, поскольку сразу видно, каким службам города, где и над чем нужно работать», — говорит Тюленев.

В ОПАТП в целом довольно спокойно относятся ко всей этой истории и громких заявлений не делают. Но вот посетители «Цифровой эволюции» были под большим впечатлением. А мэр Обнинска Татьяна Леонова уверена, что цифровая система, которую представили в Калуге на примере автобуса ОПАТП, в будущем станет федеральным стандартом в сфере общественного транспорта.

«Зайчики»

Одной из проблемных точек, которые подсвечивает единая цифровая система обнинских автобусов, являются неплательщики за проезд, или «зай-чики», как ласково называют таких пассажиров на предприятии. Сегодня в Обнинске «зайцем» ездят порядка 20% пассажиров.

Работать с этими гражданами начали еще в апреле — тогда в автобусах появились контролеры. Но до сегодняшнего дня проверяющих было мало, да и работу они вели, скорее, профилактическую — консультировали пассажиров и лишь рекомендовали оплатить проезд — приучали людей платить. «Это работает, — отмечают в ОПАТП. — Большинство пассажиров адекватно реагируют на контролеров. За все время был всего один случай грубости с их стороны». Тем не менее, в ближайшее время штат контролеров расширят, и они уже начнут штрафовать «зайцев».

Пока штраф за безбилетный проезд более чем скромный. Но губернатор Владислав Шапша как раз-таки на «Цифровой эволюции» поручил проработать законодательство в этой сфере и штрафы повысить. Все-таки не для этого в Обнинске проводили столь масштабные транспортные изменения.

Также в ОПАТП планируют использовать психологические приемы воздействия на «зай-цев» — например, подключить социальную рекламу или даже реальную статистику. Так, в планах у перевозчика размещать на экранах автобусов актуальные цифры пассажиропотока — сколько людей зашло в автобус и сколько из них не оплатило проезд.

Как в Москве

Цифровые новшества ОПАТП скоро выйдут и за пределы самих автобусов. Так, на одной из остановок города уже в ближайшее время появится антивандальный 50-дюймовый экран, с помощью которого можно будет строить маршрут с расчетом времени, как в московском метро. На мониторе можно будет посмотреть, где какой автобус едет и через сколько он будет на конкретной остановке. И дальше уже проложить путь из точки А в точку Б. Остановку, на которой появится интерактивная панель, еще выбирают. Если монитор не пострадает от вандалов, а сам такой опыт обнинцам «зайдет», его распространят и на другие остановочные павильоны.

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены