Уже несколько дней горожане ездят на новых маршрутах — №№1, 2, 3. Чтобы было легче привыкнуть к изменениям, на остановках первые три дня работали волонтеры, которые помогали людям сориентироваться. А сам проезд был бесплатный. Теперь за него вновь приходится платить. Как известно, проезд в автобусе стоит для обычного человека 25 рублей. Если ездить только на работу и обратно и больше никуда, получится не менее 1 000 рублей в месяц. А обычный месячный проездной — 800 рублей. Так что иметь проездной выгодно, тем более что оформить его можно онлайн. При этом множество людей могут пользоваться льготными билетами. Школьники до 14 лет ездят в транспорте вообще бесплатно, а, например, пенсионерам ежемесячный проездной обойдется в 100 рублей.
Как прошла обкатка новых маршрутов? Об этом мы поговорили с горожанами — провели, так сказать, первый разбор полетов. Будут еще. Город постепенно вводит новые маршруты. И наша транспортная жизнь теперь «идет» совершенно по-новому.
Первые впечатления
Мнения жителей Обнинска относительно новых маршрутов разделились. Одни горожане настаивают на том, что лучше бы вообще ничего не меняли, а оставили прежние транспортные линии. Другие говорят: добавляя новые маршруты, не убирайте старые. Третьи видят в новой схеме преимущества, которых раньше были лишены.
Например, жители улиц Королева и Звездная десятилетиями фактически не пользовались общественным транспортом, если ехать надо было не очень далеко. Причем не от хорошей жизни: ближайшая остановка находилась почти в квартале от их домов. Теперь в том районе установили новые павильоны, а завтра там уже пойдут автобусы №7.
А вот жители 52-го мкр, домов возле «Титаника», возмущаются: как им теперь добраться до Старого города? Специалисты администрации с картами в руках показывают маршрут №7 — он жителям этой части Обнинска будет удобен. В октябре заработают и кольцевые маршруты №4а и 4б. В итоге, как уверяют специалисты, выстроится удобная «транспортная картина».
Жители же Заовражья очень ждали запуска новых маршрутов. Долгие годы этот огромный микрорайон был фактически отрезан от остальной части города. Люди добирались пешком до Плазы или Белкинской, чтобы сесть на автобус. В маршрутки же рядом с домом втиснуться было сложно, они заполнялись еще в Кривском. Теперь люди прямыми рейсами едут до пункта назначения.
Горожане тестируют новые маршруты
О пересадках
Самым обсуждаемым среди горожан стал вопрос пересадок. Многие высказывали недовольство: чтобы теперь добраться на работу, нужно делать пересадку. Однако, по расчетам специалистов, раньше пересаживаться с одного автобуса на другой приходилось 12% людей, которые пользуются общественным транспортом, и с вводом новой транспортной схемы остались все те же 12%. При этом всем дана возможность «окна»: за пересадку не надо платить, если сел в другой автобус в течение 45 минут с первой оплаты. Раньше этого не было.
«В транспортной схеме есть такое понятие — пешая доступность, — объясняет научный сотрудник Высшей школы экономики Александр Рыжков. — Это расстояние от дома до остановки. По нормам оно составляет 500 метров. По новой маршрутной схеме дополнительно 5 000 обнинцев получат такой доступ к общественному транспорту. Это жители Заовражья, а также улиц Звездная и Королева. Там, где совсем не было транспорта — он появится, а там, где транспорта много, но нет соответствующих пассажиропотоков — схема пересмотрена. Общая доступность в результате выросла с 85% до 89%».
Большому Обнинску — новые маршруты
И все-таки люди не понимают: почему нельзя было оставить все как есть? Ведь 50 лет ездили, и никто не жаловался. Ответ прост: и 50, и 20 лет назад Обнинск был существенно меньше. Постепенно он рос, а вслед за ним росло кольцо «двойки» и «тройки». Но бесконечно это продолжаться не могло. И Обнинск уже зашел за черту, когда круговые маршруты вокруг города могут быть функциональны и эффективны. Из старой схемы Обнинск вырос, как школьник из детсадовских штанишек.
Можно ли считать новую транспортную схему идеальной? Конечно, нет. Ведь автобус не такси, чтоб ходил от подъезда и куда хочется. Но и стоимость другая. Если, как предлагают некоторые горожане, запустить еще несколько маршрутов, автобусы не будут заполняться. А значит, цена поездки вырастет, и существенно. Тем не менее, в администрации города обещают, что будут отслеживать все обращения граждан и работать с ними. Быть может, в какие-то маршруты и удастся ввести коррективы, если они будут обоснованы.
А вот над чем ПАТП надо работать неукоснительно, это над соблюдением расписания. С его срывами горожане мириться не намерены.
Есть вопросы — звоните
В Обнинске работает круглосуточный колл-центр по вопросам новой маршрутной сети. По телефону 8 484 39 6-21-20 можно получить информацию о новых маршрутах, которые пустили с 5 августа (№№1, 2, 3) и который поедет завтра, 10 августа (№7). Там расскажут об оптимальных схемах передвижения по городу с учетом новой сети.