Елена — мать двоих детей. Младший сын дошкольник. Старшая дочь ходит в 6-й класс. «Когда я прошу ее рассказать о том, что было в школе или как она общается с подругами, ответ односложный — хорошо, — жалуется жительница Обнинска. — А если нужно пересказать текст, тот же параграф по истории или главу по литературе, полностью теряется, как будто немая». Таких историй в редакционной почте немало. Родители винят школу, в школе вспоминают про семью. Хотя вопрос надо ставить в другой плоскости: не кто виноват, а что делать.
Об этом мы поговорили с экспертами.
С какого возраста ребенка надо учить грамотно говорить?
Галина Луговая, бизнес-тренер, тренер личностного роста и преподаватель по ораторскому искусству:
Ребенок — дитя своей семьи. Он будет говорить так, как в ней принято. Ребенка надо учить хорошо говорить с самого раннего возраста. При этом использовать только полные слова, без сюсюканья. Потому что малыш в раннем возрасте хорошо запоминает все, что произносят родители. Если с ним общаться короткими предложениями, четко и внятно, то у него будет нормально формироваться и пополняться его словарный запас.
Так что говорим четко, понятно, грамотно сами — и ребенок это повторит.
Ольга Михайлова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 12:
Различают активный словарный запас — это слова, которые ребенок говорит, и пассивный словарный запас — это слова, которые ребенок понимает. В будущем его пассивный словарный запас станет активным.
И чтобы правильно формировалась речь ребенка, он должен не только слушать, но и говорить. Общение должно строиться не в форме монолога мамы, а в виде диалога. Важно спрашивать ребенка, чтобы тот отвечал, побуждать его говорить, формулировать свои мысли.
Анастасия Михальская, учитель русского языка и литературы организации дополнительного образования «Новая Школа»:
Даже в старших классах часто встречаются «не говорящие» дети. Они не в состоянии точно донести до собеседника свою мысль, не могут грамотно и образно сформулировать предложение, не говоря уже о построении связного текста.
Грамотная речь ребенка основана на грамотной речи родителей — это аксиома. Если вы хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, надо в семье общаться на чистом, литературном языке. И от детей требовать полные ответы без привычных сейчас «ок» и «норм».
Еще один момент, о котором нельзя умолчать, это гаджеты. Они крадут у детей время, которое те могли бы посвятить общению. Беда в том, что часто родители не готовы тратить время и силы на общение с детьми и сами много времени проводят в телефонах, приучая детей к мультикам и смартфонам с самого рождения.
Как ребенка заинтересовать чтением и развить желание грамотно говорить?
Галина Луговая:
Нужно найти то, что детям интересно, использовать игровые навыки. Например, у меня в одном классе была талантливая девочка, которая не понимала, зачем ей заниматься ораторским искусством. Я ее спросила: «А что тебе интересно?»
И девочка ответила: «Рыбки, собачки, кошечки» — она хотела открыть приют для животных. Я ей сказала: «Хорошо, тебе для приюта понадобятся лекарства, корма для животных — то есть, тебе постоянно придется общаться с другими людьми, а для этого тебе как раз и пригодится ораторское искусство». Только тогда девочка вдохновилась и стала заниматься.
Ольга Михайлова:
Обязательно читать детям вслух книжки, причем начинать очень рано, даже если кажется, что ребенок не поймет содержания. Конечно, не стоит бубнить прочитанное. Постарайтесь включить свои актерские навыки, выделить интересные места интонацией, голосом. Делайте из книги приключение. Есть, например, такой хороший прием: дочитать до самого интересного момента и остановиться — мол, завтра продолжим. Так ребенок сильней заинтересуется книгой и захочет сам научиться читать. Пусть ребенок растет в атмосфере, что книга — это интересно, увлекательно.
Анастасия Михальская:
Нужно предлагать ребенку читать вслух. Когда мы читаем «про себя», мы как бы съедаем окончания, не соблюдаем пунктуацию, ударения. А если вслух, то развиваем и речевую, и письменную грамотность.
![]() |
В развитии речи нужно использовать игры |
Какие практические советы родителям можно дать, чтобы дети захотели грамотно общаться?
Галина Луговая:
Нужно разговаривать с ребенком каждый день, пусть хотя бы по полчаса. Расспрашивать его о том, что у него произошло, расспрашивать с уважением, с интересом.
К сожалению, сейчас все заняты, и коммуникация очень упростилась. Родители разговаривают с ребенком мало и простыми предложениями. Ребенку уже не интересно поэтическое и художественное повествование в речи. Потому что он этой красоты речи не видит в своем окружении.
Ольга Михайлова:
Когда родители читают дома книги и ребенок это видит, тогда для него чтение — это нормально, и он тоже будет стремиться читать.
Говорите со своим ребенком. Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда вместе куда-то идете, когда вместе ужинаете или готовитесь ко сну.
Анастасия Михальская:
Важно проводить в общении с ребенком домашние вечера. Подробно расспросите, как прошел его день, что ему было интересно или что-то, может быть, расстроило. Так ребенок научится общаться, говорить полными предложениями, описывать, повествовать. Не буду добавлять, что такая привычка повышает безопасность ребенка: когда в семье обсуждается прожитый день, родители знают, что происходит в его жизни.
Сделайте себе семейный вечер — без телефона, без телевизоров. Когда я поняла, что мои дети «утопают» в телефонах, я купила настольные игры. Может, это сначала детям неинтересно, но, когда родители начинают играть вместе с ними, они загораются. И в нашей семье уже есть такая традиция, по пятницам и субботам дети сами несут настолки. Такое общение очень хорошо развивает грамотную речь. И в семье мир и покой.
Ольга ТКАЧЕВА