Еще лет 10 назад психологи в школе существовали лишь номинально — объявлялись там раз или два в год. Сегодня же в школах работают целые социально-психологические службы. Не исключение и Обнинск. Психологи проводят с ребятами различные тренинги — скажем, выпускникам помогают справиться с волнением перед экзаменами, пятиклашкам, которые только закончили «началку», — адаптироваться в новых условиях. Это общие моменты. Но есть в каждой школе и свои собственные наработки.
Уровень агрессии
Например, в лицее «Держава» существует так называемая «группа риска» — в нее входят ребята, у которых есть проблемы со сверстниками, дома или просто личные переживания. Как рассказывает лицейский психолог Елена Воропаева, часто дети сами стучатся в их дверь. Или психологам дают сигнал учителя. И третий вариант — за помощью обращаются родители.
◄ Психологические тесты
помогают понять внутренее
состояние ребенка
Поколение TikTok
Какие они, современные дети? По словам педагога-психолога 17-й школы Дины Костогрызовой, они обладают меньшими навыками общения, чем нынешние взрослые. Всему виной — гаджеты. «Даже конфликты они переживают онлайн, а это гораздо проще, чем в реальной жизни — достаточно просто выйти из чата», — говорит педагог. А Елена Воропаева при этом отмечает, что другие сегодня не только дети, но и родители: «Они не общаются с детьми. Каждый — в своем углу, со своим гаджетом. Из-за этого дети не чувствуют собственной значимости и безопасности. Появляется ощущение отверженности, которое вызывает душевную боль. И чтобы с ней справиться, дети начинают причинять себе боль физическую».
По словам директора лицея «Держава» Оксаны Копыловой, участились случаи, когда дети наносят себе вред — например, делают порезы на руках. Но курс может измениться и в сторону других людей, как это было недавно в Пермском крае и Казани, говорят специалисты.
«Базовое чувство безопасности рождается и формируется в самом раннем детском возрасте. Потом у ребенка появляется страх смерти, но он знает, что родители его оберегают. Но если чувство безопасности не формируется, что нередко мы видим сегодня, состояние страха усиливается и постоянно поддерживается. Живя в этом страхе, ребенок разгоняет его до таких пределов, что появляются мысли: «Лучше я что-то сделаю кому-то, зато сам останусь в безопасности». Напряжение внутреннего страха снимается агрессией. При этом ребенок думает, что он один, что ему не к кому обратиться, его никто не понимает, никто не слышит», — рассказывает Елена Воропаева.
Когда мамина слезинка — это страшнее, чем отключенный интернет
Что же делать, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и не остался один на один со своими переживаниями?
«Во-первых, родителям нужно стать родителями, взрослыми. Мы сейчас перешли к тому, что ребенок стоит во главе угла, на вершине, а родители исполняют его желания. Нужно поменяться местами и снова стать с ним взрослым. И тогда ребенок будет понимать, что этот взрослый сильнее, он способен защитить», — объясняет Елена Викторовна.
«Конечно, главное — это любовь, ее никто не отменял, — отмечает Дина Костогрызова. — Родители должны обнимать детей — не меньше двенадцати раз в день, играть, печь вместе пироги, гулять, разговаривать. И разговоры эти не должны ограничиваться вопросом: что ты получил в школе? Нужно искренне интересоваться жизнью ребенка, его мыслями, чувствами, переживаниями».
«Самые частые слова, которые говорят родители, у которых проблемы с ребенком: «Он нас не слышит». Чтобы ребенок вас слышал, к этому нужно идти с маминого животика, — рассказывает педагог социально-психологической службы 17-й школы Наталья Попова. — Наказания по типу «отобрать гаджет» не работают — это внешняя мотивация. Гораздо важнее внутренняя — «Не дай бог, я огорчу маму». Когда мамина слезинка гораздо страшнее, чем отключенный до конца года интернет. Чтобы у ребенка это было, ему с детства нужно говорить и о своих эмоциях — что вас расстраивает, что волнует».
Специалисты упомянули и соцсети. В сегодняшних реалиях родители должны их мониторить, это факт. «Идеальная форма, когда родитель наблюдает, а ребенок об этом не подозревает, — говорит Наталья Попова. — Но могут быть и доверительные отношения, когда ребенок добавляет вас в друзья. Правда, нужно иметь холодную голову и не уличать его каждый раз, когда вам не понравится то, что он написал или сделал. Если он так говорит, значит, он уже так думает, и надо научиться с этим жить. А обсуждать что-то, только выбирая иносказательную форму».
Главное — семья. А школа — в помощь
Несмотря на колоссальную работу, которую сегодня педагоги-психологи ведут в школах, уследить за каждым ребенком они не могут просто физически. На школу в 1300 человек — всего один психолог. «И мы каждый день живем в страхе не успеть в критический момент, упустить, недосмотреть, — говорят педагоги. — Поэтому родители должны понимать, что все идет из семьи, и именно семья — самое важное звено в воспитании ребенка».
«Мы можем поговорить, призвать, вовлечь в какую-то деятельность, где-то проконтролировать, понаблюдать. Но если ребенок не услышал, дополнительных инструментов у школы нет, — объясняет Наталья Попова. — Идеальный вариант — доверительные отношения родителей с учителем. Чтобы он мог позвонить родителям и сказать: «В поведении ребенка изменения, у вас что-то случилось?» И, наоборот: «У нас в семье произошел конфликт. Понаблюдайте за моим ребенком».