С 1 сентября в школах Обнинска появится новый предмет — семьеведение. Насколько это нужно детям?

Автор: 08 августа 2024 1270
Семьеведение — для чего? Для кого? Семьеведение — для чего? Для кого?

 Прежде тема была частью курса обществознания. Начиная с этого учебного года курс будет интегрирован во внеурочную деятельность старшеклассников — изучать вопрос ученики будут во время уроков о важном.

 

Курс семьеведения разбит на несколько блоков. За 34 занятия во время разговоров о важном школьники узнают о тонкостях психологии, педагогики, научатся лучше понимать и принимать себя, а также выстраивать здоровые отношения с противоположным полом. «Всё это направлено на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к созданию семьи», — считают в управлении образования Обнинска. По словам руководителя управления Татьяны Волнистовой, программа курса рассчитана на один учебный год. «Администрация школ может выбирать, в каком классе — 10 или 11 — реализовать эту программу, — говорит Татьяна Валерьевна. — Вести уроки будут педагоги-психологи и, возможно, учителя истории».

Стоит отметить, что такие занятия не будут традиционными уроками, а скорее доверительными беседами, на которых учащиеся смогут задавать вопросы, высказывать своё мнение и получать разъяснения по интересующим их темам. Поскольку семьеведение относится к внеурочной деятельности в школе, эти беседы не будут обязательными.

«В курсе обществознания мы рассматриваем семейные отношения только с социальной и правовой стороны, — говорит учительница истории и обществознания школы № 4 Светлана Гринько. — А семьеведение все-таки должно коснуться тонкостей человеческих отношений. Здесь не нужно повторять то, что уже есть в учебнике по обществознанию. Мне кажется, такой предмет важен и нужен хотя бы потому, что не у всех детей есть пример здоровых семейных отношений, и им будет сложнее в будущем самим создать благополучную, счастливую семью. Есть много вопросов, которые надо обсуждать с ребятами, потому что в последнее время конфликты в семье, разводы и даже отсутствие любого общения между родителем и ребенком стали нормой. Если, допустим, ребенок растет в неблагополучной семье, где ему узнавать, что хорошо, а что плохо?»

Родом из детства

«Многие дети растут в семьях, где с малолетнего возраста видят буллинг, рукоприкладство и другие виды насилия. К сожалению, они считают это нормой. А потом, вырастая и начиная выстраивать отношения с партнером, переносят модель отношений своих родителей на себя. Ведь пресловутое «бьет, значит любит» для таких детей — догма с детства», — говорит клинический психолог Ирина Макаренко. — Есть и дети, растущие в неполных семьях. Эти ребята также испытывают сильную психологическую турбулентность, которая позже выливается в так называемый тревожный тип привязанности. Когда человек, будучи в отношениях, считает себя недостойным своего партнера. Затравливает себя самостоятельно».

Важно знать

По мнению школьного психолога Елены Раевской, семьеведение станет отличным инструментом для школьников в вопросе личностного развития: «Главное, чтобы новый предмет не превратился в назидательный курс. И здесь, — уверена специалист, — есть несколько важных тезисов».

Первый. На уроках семьеведения нужно акцентировать внимание школьников на истории своей семьи: «В большинстве своем подростки зациклены на себе. И это абсолютно нормально. Конечно, они любят свою семью, но мало что знают о жизни бабушек и дедушек. Это можно исправить. Ведь благодаря связи поколений — преемственности — формируется понимание семьи как таковой».

Второй. Нельзя навязывать девочкам идею материнства. «Это очень тонкий момент, — считает Макаренко. — Продолжение рода — природный инстинкт любого человека. Однако если девочка растет в семье, где не чувствует себя любимой: родители не проводят с ней время, часто отвозят бабушкам и дедушкам, увлечены гаджетами больше, чем ребенком — навязывание идеи материнства может вызвать глубокий внутренний протест».

Третий. Нужно говорить о том, что табуировано в обществе — о половом воспитании. «Интимные моменты нужно обсуждать с младшими школьниками в том числе, а с подростками так уж точно», — уверена Раевская. Ведь еще в младшем школьном возрасте, да даже в дошкольном, это вполне адекватная тема для разговора. «Ребенку, который начинает интересоваться этими вопросами и спрашивать родителей, откуда берутся дети, стоит отвечать четко, но без подробностей — не «про капусту», а про любовь между родителями. Чем старше ребенок, тем больше ему стоит знать».

© 2018 Портал НГ-РЕГИОН Все права защищены