Напомним, раньше житель города, который получает медицинскую помощь в КБ №8, считался «своим» по умолчанию. Сейчас правила изменились: можно выбрать любую поликлинику, работающую по ОМС. Но к ней нужно прикрепиться. В КБ №8 этот процесс стартовал еще в прошлом году и продлится не один месяц.
«Это требования не нашей больницы, а территориального фонда ОМС, — поясняет и. о. главного врача КБ №8 Михаил Сергеев. — Система обязательного медицинского страхования устроена таким образом, что средства на лечение каждого человека выдают конкретному медучреждению».
Проще говоря, за пациента «со стороны» могут и не заплатить. Разумеется, оказания экстренной помощи это не касается, тут на своих и чужих не делят.
Кабинет №100 в детской поликлинике, в котором принимают документы, работает с 11 до 15 часов. На дверях — список необходимых справок и листочек для записи. У кабинета ждет своей очереди толпа. Люди пишутся в очередь на несколько дней вперед.
Но если с детьми все понятно — от их имени действуют родители, то как быть с пожилыми людьми и инвалидами? По закону они дееспособны и отвечают сами за себя, но добираться до КБ №8 и стоять в очереди им очень сложно.
«Мой папа много лет лечится в КБ №8, — говорит наша читательница. — В том числе, получает рецепты на лекарства, которые принимает постоянно. За рецептами хожу я или другие родственники. Недавно мне рецепт не выдали, потребовали, чтобы папа прикрепился к поликлинике. Но он уже давно практически не выходит из дома. И как мне быть?»
Заместитель главного врача по работе с прикрепленным населением Владимир Кулыга отвечает на вопрос так: «Мы понимаем, что пожилым людям сложно добраться до поликлиники и не требуем от них личного присутствия. Родственники могут собрать весь необходимый комплект документов и взять заявление о выборе медицинской организации. Единственное, что требуется от пожилого человека — поставить подпись под этим заявлением».
А что говорит закон?
Отвечают специалисты правовой системы «Консультант-плюс».Для получения медицинской помощи амбулаторно в рамках программы ОМС пациент имеет право не чаще, чем 1 раз в год осуществлять выбор медицинской организации из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы. Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.
Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать, или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, и иметь при себе следующие документы:
• Полис ОМС или временный полис ОМС;
• Паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
• Документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;
• СНИЛС (при наличии);
• Документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.
В случае отказа в выборе медицинской организации гражданин вправе оспорить отказ, в т.ч. заявить требования о защите прав потребителя в судебном порядке, поскольку законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).